Вода и камни

Вода и камни

 

Говоря о традиционных японских садах, чаще всего вспоминают сады камней. Такие сады называются сухими. Но в японской садово-парковой архитектуре чрезвычайное распространение получил другой типа садов - мокрый. Мокрыми садами называют парки, организованные вокруг пруда. Чаще всего в парке есть чайный домик, пруд, ручей и несколько мостиков в наиболее живописных уголках. Чаще всего сады расположены на территории храмов, дворцовых комплексах и при виллах древней аристократии. Иногда встречаются муниципальные сады, но это детище уже послевоенной Японии.

Классическим мокрым садом является СИНДЗЮКУ ГЁЭН в Токио. Сад был спроектирован вокруг виллы, принадлежащей Лорду Наито - даймё (феодалу) периода Эдо. (Период Эдо имеет временные рамки с 1600 по 1868 год, но этот сад начал создаваться в конце 18 века по европейскому летоисчислению) Завершилось создание сада в 1906 году, и тогда же он получил статус Императорского. Этот парк можно разделить на две составляющие, европейский регулярный сад и мокрый японский, сформированный вокруг пруда с карпами. Стиль архитектуры, расположенного в саду чайного домика, нарочито китайский.

Само расположение чайных павильонов, соединяющихся друг с другом крытыми коридорами, напоминает об аристократических виллах эпохи Хэйан (с 8 по 12 век - эту эпоху называют периодом правления аристократов). Несмотря на свой светский вид, сады с прудами также имеют непосредственные связи с дзен-буддизмом. Аранжированные строго географически (фасад павильонов должен смотреть на юг), они повторяют топографию так называемого Западного рая Будды Амиды.

С 5-6 веков нашей эры под влиянием буддизма японские мокрые сады стали символическим выражением буддийской Вселенной. Центром ее считалась гора Сумэру, которую в саду обозначал небольшой холм посреди пруда, повторявшего священное озеро Мунэцуноти. Камни в пруду изображали девять островов и восемь морей буддийского космогонического мифа.

В садовом искусстве Японии главными элементами всегда были вода и камни. Вода - символ отрицательной, женской, темной, мягкой силы инь, а камни - светлой, мужской, положительной, твердой силы ян. Их вечное противостояние и неразрывное единство являются основой существования мира. На садах эпохи Хэйан отразилось распространение в Японии учения буддийской секты Дзёдо (Чистая земля), провозглашавшей веру в Будду Амида (Будда Западного рая). Придворные аристократы стали создавать вокруг своих вилл сады, воспринимавшиеся как земное воплощение рая Амиды. Они отражали утонченный дух придворной культуры и отвечали потребности в лирическом вдохновении и изысканных эмоциях от созерцания Красоты в круговращении времен года. Основное предназначение такого сада - место для прогулок.

Большинство известных сухих садов, расположены на территории дзенских монастырей, их организация и внешний вид тесно связаны с буддийской традицией.

Вероятно, самый известный за пределами Японии сад камней - Рёандзи (фото внизу). РЁАНДЗИ или Храм Миролюбивого Дракона - буддийский храм в Киото, принадлежащий секте Риндзай. Был построен в 1450 г, до сих пор считается одним из самых удивительных и знаменитых философских садов. Исследователи полагают, что автором сада Рёандзи был знаменитый мастер Соами.

Сад камней абсолютно не похож на европейские сады - в нем вы не увидите ни деревьев, ни травы, ни воды. Собственно, весь сад - это пятнадцать камней, разбросанных по мелкому белому гравию, как кажется, в полном беспорядке. И все же сад Рёандзи уже несколько столетий притягивает к себе паломников, утверждающих, будто созерцание нехитрого каменного пейзажа действует на них умиротворяюще. Почему? Сад камней при храме Дракона представляет собой прямоугольник 23х9 метров, над засыпанной белым гравием поверхностью которого высятся пятнадцать замшелых камней разной формы, объединенных в группы. На гравии служители храма проводят специальными граблями от одного края сада к другому параллельные бороздки, закругляющиеся вкруг камней и напоминающие рябь на морской глади. Особый секрет таит в себе расположение камней. С какого места на веранде на них ни смотри, камней всегда будет четырнадцать - последний, пятнадцатый камень остается "скрытым". Возможно, автор сада хотел таким образом донести до зрителей буддийскую мысль о безграничности мира и о необходимости воспринимать реальность более широко - точно зная, что камней на самом деле пятнадцать, зритель видит лишь четырнадцать из них. Дзэнский сад уже не предназначался для прогулок, как прежде. Его функция была аналогичной пейзажным свиткам - помогать в практике созерцания. Свойственное японской культуре тяготение к лаконичности способствовало сокращению и садового пейзажа. Так появились знаменитые сухие сады, в которых продолжали существовать силы инь-ян, но реальную воду символически заменили песок и гравий.

Дзэнская культура создала еще один замечательный вариант сада - чайный. Сад, расположенный перед входом, а точнее, ведущий ко входу в чайный павильон, выступает важным компонентом церемонии, помогая участникам настроиться на предстоящее действо. Эстетика сада в данном случае целиком соотносится с идеалами Чайной церемонии, базирующимися на принципах простоты, скромности, естественности, неброского очарования... Известна история о великом мастере чайной церемонии Сэн-но Рикю (XVI в.) и его сыне. Сенсей поручил сыну убрать сад. Тот добросовестно подмел, вымыл все до чего смог достать: фонари, камни, дорожки; но отец каждый раз говорил, что еще не убрано. И когда сын уже не знал, что и делать, Рикю подошел к алевшему осенней листвой клену и тряхнул его. Опавшие кленовые листья придали саду недостающее очарование увядающей красоты.

Арина Морозова

Япония, сад, сад камней, гармония, водоем