Фонтаны и лабиринты садов Возрождения

Фонтаны и лабиринты садов Возрождения

 

Таинства и чары

Лабиринты садов берут свое начало в античной легенде о лабиринте, который царь Минос приказал построить Дедалу, чтобы заточить там Минотавра. Если римляне использовали мотив лабиринта в декоре мозаик и фресок, христиане превратили его в символ препятствия к спасению. Лабиринты часто встречаются в интерьере церквей. В средневековой Англии мы видим их вырезанными в траве. Это все «дороги в Иерусалим».

Зеленые лабиринты — творение Ренессанса. Альберти напрасно думал, что римские сады имели этот тип геометрических композиций. С начала XV века итальянские сады изобилуют лабиринтами. На вилле д'Эсте их было, по крайней мере четыре. В Англии затейливые лабиринты «нарисованы» завитками подстриженных кустарников и клумбами целебных трав. Во Франции Леонардо да Винчи отмечает, что он должен заниматься устройством лабиринта Франциска I, а Жак Андруэ Дюсерсо свой трактат Самые замечательные здания Франции (1576 и 1579 гг.) покрывает многочисленными рисунками лабиринтов. Лабиринт XVI века еще небольшой высоты, до колена. В XVII веке он поднимется высоко, как в Англии в Хэмптон Корте (1699 г.) или как самый знаменитый, нарисованный Шарлем Перро для Версаля в 1667 г.
 


Этот затейливый рисунок (рис.1) типичен для французских и английских садов XVI века: сплошные клумбы переплетаются словно зеленые лабиринты, символизируя бесконечность. Рабле в своем романе помещает «искусный лабиринт» в «прекрасный сад отдыха». В Англии они были театром выбора и удачи, настоящими убежищами для влюбленных.

Шуточные фонтаны в саду

Шуточные фонтаны — забава путешественников Италии в XVII и XVIII веках - приводились в действие гидравлическими механизмами. Фонтаны удивляли и восхищали гуляющую публику, которая бывала обильно облита водой. Такие шутки существовали уже в средневековье. Они были заимствованы у арабов, применившими и усовершенствовавшими изобретения Герона Александрийского (I в. н. э.). На вилле д'Эсте фонтан Совы представлял собой группу птиц, пение которых осуществлялось под давлением воды, но которое прекращалось, когда сова поворачивала голову. Неоспорима связь между трактатом Герона Пневматика и этим фонтаном, как и с большинством европейских фонтанов. Шуточные фонтаны еще долго будут развлекать гуляющую публику и найдут свое продолжение во многих садах мира.

Первые ботанические сады: медицинские сады

Ни во Флоренции, ни в Риме, ни в других местах Италии в те далекие времена в садах не было цветов. Сады состояли из растений типа бука и тиса и непременных форм из камня или мрамора. Интерес людей эпохи Ренессанса к ботанике привел к созданию садов, состоящих преимущественно из целебных трав. Первый был разбит в 1543 г. в Пизе. За ним вскоре последовали сад в Падуе (1545 г.) и сад во Флоренции (1550 г.). В средневековье тоже выращивали целебные растения, особенно в монастырях, но тогда еще не было их научной классификации. Довольствовались лишь «доктриной подписей», которая определяла соответствие между человеческими органами и растениями, считавшимися лечебными, устанавливая внешнее сходство между ними.
  Многие гуманисты, увлекаясь изучением природы, начали наблюдать за ростом растений, их разнообразием и географическим происхождением. Любители, просвещенные и бескорыстные, способствовали развитию ботаники, как например венецианский сенатор Антонио Микеле, гербарий которого является одним из сокровищ библиотеки Марсиана.


Будучи уже популярными в средневековье, фонтаны стали очень модными в смутном мире маньеристических садов. Очаровательные, эротические — эти фонтаны всегда неожиданны. На вилле д'Эсте терраса с фонтаном Венеры была ловушкой. Вступавший на террасу попадал в плен многочисленных переплетающихся струй воды (рис 2). Эти ловушки пользовались большим успехом, причиной которого были удовольствие вместе с любопытством.

Элегантность и гармония, присущие загородным садам, были перенесены и на ботанические сады в Италии. Сад Падуи (рис.4), нарисованный Джованни Морони де Бергамо в 1545 г., был с тех пор немного изменен. План его сконцентрирован в закрытом круговом пространстве диаметром 84 метра, разделенном на шестнадцать частей, каждая из которых засажена растениями какого-то одного вида, чтобы дать возможность студентам их идентифицировать. С XVI века развитие ботаники опережает развитие медицины. Эти сады способствовали акклиматизации экзотических растений. Каталог 1591 г перечислял 1168 видов растений, среди которых была и пальма.

Барокко: искусство экспансивного мира

В конце XVI века Галилей, Ньютон и Кеплер трансформируют видение мира и расшатывают религиозные представления о нём. Дало трещину учение об ограниченности Вселенной, и человек оказался перед бесконечностью. Барочное видение движения в пространстве окажет существенное влияние на архитектуру и садовое искусство. Природа станет рассматриваться под углом экспансии.

Искусство барокко, родившееся в Риме, является скорее искусством зрелища, нежели созерцания, скорее искусством иллюзии, нежели реальности. XVII век — век расточительности. Начиная с 1605 г. обширные «геометрические» парки разбиваются на вилле Боргезе, 1634 г. — вокруг виллы Дориа-Памфили. Но римский урбанизм и архитектура величественных соборов породили грандиозные зрелищные конструкции, мир оптических иллюзий, в котором сад отошел на второе место. Чтобы найти барочный пейзаж, нужно покинуть Рим и отправиться во Фраскати, что находится в двадцати пяти километрах южнее.


Эти чудовища принадлежат фантастическому миру сада Бомарцо (рис. 3), разбитого для Вичи-но Орсони к 1560 г. Неизвестны имена архитектора и скульптора и даже автора замысла этого языческого «дьявольского леса». Это загадочное место со скульптурными скалами, странными животными, божествами, чудовищами, рассеянными по скалистому склону.

Использованы материалы книги Г.Зюилен "Все сады мира"

сад, скульптура, лабиринт, фонтан