Собор Святого Петра

Собор Святого Петра

 

Именно благодаря Петру, первому апостолу и первому Папе и лидеру церкви, самый значимый собор христианского мира, Собор Святого Петра, был построен в Риме.

Имя Петру дал Иисус, потому что его предназначением было стать основанием, краеугольным камнем (итал. "Pietra"), на котором будет построена церковь. В конце концов, он был самым предприимчивым из апостолов. Он был заключен в тюрьму - и чудом выпущен на свободу, после чего покинул Иерусалим и направился в Рим, "Столицу мира", который в то время был центром колоссальной Римской империи. Там он стал епископом, а затем правил как первый Папа в течение 25 лет.

 

Во времена жестокого преследования Нероном христиан, он был посажен в тюрьму с миллионами других осужденных христиан и был распят на кресте примерно между 64 и 67 г.н.э. на Ватиканском холме. Есть легенда, что он хотел быть распятым вниз головой, так как не считал себя достойным быть распятым точно так же, как Иисус.

Среди других историй о Петре есть одна, в которой говорится, что когда он бежал из Рима, чтоб избежать смерти, он встретил Иисуса и задал пророческий вопрос "Господи, куда идешь?" своему господину, и, получив ответ, решил вернуться.

Именно здесь, в этом огромном комплексе под названием цирк Нерона, с его дворцами, храмами и садами, произошла казнь и захоронение одного из самых значительных апостолов Христа. Вскоре началось многолетнее преклонение перед этим святым местом, оно длилось и тогда, когда грандиозные римские здания превратились в руины, когда был построен христианский некрополь и когда, наконец, в 4-м веке император Константин решил возвести первую базилику в честь святого.

Так можно увидеть, как родилась Церковь - физический и духовный центр христианства. Первая базилика была великолепным роскошным зданием, где хранились сокровища: произведения искусства и золото. По всей видимости, паломники тех времен были крайне ошеломлены видом столь грандиозного чуда. Среди многочисленных произведений искусств можно назвать знаменитую мозаику Джотто "Корабль церкви", которая, к сожалению, не сохранилась до наших дней и можно увидеть только ее копию в крытой галерее.

Сотни лет спустя базилика эпохи Константина стала постепенно разрушаться. В начале 15 века Папа Николай V и архитектор Бернардо Росселино начали работу над тем, что станет одним из самых знаменитых и востребованных архитектурных произведений эпохи Возрождения.

Множество влиятельных архитекторов и художников того времени были задействованы в сооружении собора Святого Петра, но сначала Донато Браманте, а затем Микеланджело стали именно теми, кто создал революционную основу новой конструкции. Браманте соорудил грандиозное центрическое сооружение в форме греческого креста, поддерживаемого четырьмя огромными колоннами. Микеланджело стал создателем 'cuppolone', или грандиозного купола, как его с любовью называли римляне, а также он отвечает за простой, но в то же время величественный внешний вид, с его огромными колоннами, увенчанными очень заметной горизонтально панелью. Наконец, Карло Мадерно удлинил центральный неф церкви и возвел монументальный фасад. Впечатляющая конструкция, размером с футбольное поле и высотой с 13-этажный дом, была увенчана огромными статуями Иисуса, Иоанна Крестителя и апостолов.

Со стороны портика вы можете войти в собор через пять тяжелых бронзовых дверей: одна, самая крайняя справа, называется "Porta Santa"("Святые двери"), она открывается только один раз в 25 лет.

Войдя внутрь, вы действительно получите потрясающие впечатления, а наиболее удивительными являются размеры собора. Вы почувствуете себя так, словно вы находитесь в пустоте, это помещение действительно огромно, но по-настоящему осознать это можно только представив, что сюда могут войти до 20 000 молящихся. Из-за огромного пространства трудно определить истинные размеры находящихся внутри предметов. В соборе Святого Петра не существует предметов, которые не оказались бы как минимум в десять раз больше, чем они кажутся на расстоянии.

Собор Святого Петра также является необыкновенным музеем, невозможно оценить стоимость бесценных многочисленных произведений искусства, находящихся здесь. Стоит упомянуть о балдахине (кивории) Бернини, или о мраморной скульптуре Pieta ("Плач Богоматери") Микеланджело. Потрясает и внешняя часть здания, где вы увидите удивительные мраморные колонны работы Бернини, которые охватывают здание и прилегающий участок. С центральной части площади, которая была сооружена для того, чтобы разместить толпы верующих, прибывших сюда со всего мира, вы можете увидеть двойные колонны портика, которые идеально расположены для занимательной игры с перспективой.

 

Сегодня, по всей видимости, все это выглядит не совсем так, как во времена Бернини, до того, как была построена широкая Via della Conciliazione (улица Примирения). Она была построена в эпоху фашизма, когда была уничтожена значительная часть исторического района, так как режиму требовались большие и более прямые дороги для шествий и военных парадов. До того, как это произошло, Площадь Святого Петра должна была казаться просто колоссальной, когда вы выходили к ней с узких улочек маленького района Борго, у видевших ее просто перехватывало дыхание. Даже сегодня, перед величественностью и святостью этого необыкновенного места каждый чувствует себя таким маленьким и полным благоговения.

Рим, собор, архитектура