Мон Сен-Мишель

Мон Сен-Мишель

 

На часах уже половина десятого вечера, на спидометре 200 км/ч, а чуда все нет! Все мысли только о нем, о чудесном сооружении, воздвигнутом так давно, что об этом уже никто не помнит. Сумерки наступают достаточно быстро, волнение и нервы не дают покоя, неужели так и не получиться увидеть его на закате… Педаль в пол до упора, и вот радостная новость, на указателе написано, что до аббатства осталось 29 км, это совсем чуть-чуть, это не долго… Действительно, сворачивая с шоссе, становится понятно, что пункт назначения совсем близко, дорога петляет, уже не разгонишься, волнение просто адское. Выезжая из очередного населенного пункта, далеко на горизонте, узнаешь знакомую по фотографиям скалу. Бывает такое, стоишь весь в оцепенении, и думаешь, на какую планету ты попал… Какое же должно было быть желание, фантазия и воля у людей, чтобы построить такое... непонятно…

увеличить фотоувеличить фото

Скалы, лес и море.
Попробуйте представить себе Мон Сен-Мишель до появления там человеческих построек. В те времена это была скала с крутыми склонами, высотой всего лить в восемьдесят метров. Гранит, из которого она состоит, — очень твёрдый камень, не поддающийся эрозии (т.е. агрессии ветра и воды) в течение тысячелетий. Вот почему эта гора, а также несколько других до сих пор возвышаются над низменной местностью.

Вокруг Мон Сен-Мишеля простирался густой лес, который предположительно назывался лес Ссисси. Со временем под напором моря этот лес исчез. К слову, стволы деревьев были обнаружены погребёнными в песке. Легенда гласит, что настоящий цунами, т.е. внезапный сильный и разрушительный прилив, окончательно изменил здешний пейзаж приблизительно в начале VIII пека, в эпоху епископа Обера, окрестившего эту гору именем святого Мишеля, Отныне Мон Сен-Мишель стал островом одновременно с соседним холмом Томбелен.

увеличить фото

Прилив в бухте, над которой возвышается скала, один из самых мощных в мире. Хотя песчаные прибрежные дюны практически плоские, амплитуда или, иными словами, разница между уровнем отлива и прилива в одном выбранном месте здесь свыше одиннадцати метров. Чтобы достичь своего уровня прилива, море должно за несколько часов пробежать несколько километров — эта скорость невероятна. При виде такого зрелища вспоминается традиционный образ «скачущей лошади», угрожающей рыбакам, ловящим креветок, или неосторожным гуляющим.

Три реки блуждают по песчаным берегам: Се, Селюн и Куэнон. Куэнон прочерчивает своим руслом границу между Бретанью и Нормандией, как говорится в известной французской поговорке: "Куэнон сошёл с ума, вот почему Мон Сен-Мишель очутился в Нормандии".

Серый песчаный ил придаёт пейзажу столь нежную окраску. Песчаники, называемые «солёные луга», если соленая вода их больше не заливает, зарастают травой — изысканным лакомством для овец. В таком неповторимом окружении песка, неба и моря был построен монастырь, походящий на крепость, высота которого до кончика шпиля церкви достигает ста семидесяти метров.

Отшельники
В приходящей в упадок Римской Империи появилась новая религия: христианство. Люди, верующие в единственного Бога и его сына, Иисуса Назаретского, держали путь по всей Европе. Они изгоняли римских богов и древних богов лесов и болот. Дабы скрыться от толпы и развлечений, многие строгие христиане-отшельники жили в бедности и одиночестве в лесах и на необитаемых островах. Место, которое в наше время называется Мон Сен-Мишель, называлось в ту эпоху Мон Томб (Могильный холм), что означало одновременно «гробница» и «возвышенность». Эта возвышенность притягивала к себе отшельников, поскольку многие христиане, приплывшие скорее всего из Ирландии, поселились уже давно вокруг этой бухты и в окрестностях города Доль-де-Бретань. Одна прекрасная легенда рассказывает, что рыбаки приносили пищу отшельникам Холма. Когда отшельнику больше нечего было есть, он разжигал костёр, жители деревни замечали дым и нагружали осла продовольствием. Бог показывал ему дорогу среди остатков леса Ссисси вплоть до жилища отшельника. Однажды волк загрыз осла, и Бог наказал хищного зверя: с этого дня он должен был носить продовольствие вместо невинного животного.

увеличить фото

В это время преклонение перед святым Мишелем распространялось всё больше с востока до Галлии. Небесные создания ассоциировались с Христом: среди них — ангелы и архангелы: Мишель. Рафаэль и Габриэль. Следуя Библейским текстам, когда Сатана, падший ангел, захотел сравниться с Богом, другой ангел встал на его пути и закричал: «Кто как Бог!», что значит Ми-ка-эль (Мишель). Этому божественному созданию Бог доверил свою небесную армию: святой Мишель — воин, «Князь небесной Армии». Он одет в доспехи или в длинную белую тунику, в одной руке он держит копье или огненный меч. В Апокалипсисе, написанном апостолом Иоанном, говорится, что дракон с семью головами и «десятью рогами, и на головах его семь диадим. а хвост сто сметает звезды — угрожает Деве и новорождённому Младенцу Богу». Мишель и ею ангелы сражаются и побеждают этого змия Сатаны.

Обер посвящает Гору Святому Мишелю
Архангел привиделся людям несколько раз в Италии: в Риме, возле замка, сохранившего имя Сан-Анджело (Святой Ангел), и на Монте Гаргано, скалистом полуострове в Адриатическом морс, Губернатором города Авранш, расположенного недалеко от Мон Сен-Мишеля, в 708 году был епископ Обер. Однажды ночью ему привиделся Святой Мишель. Архангел приказал епископу посвятить ему скалу, почти полностью уже окружённую морем. Обер не исполнил того, боясь стать жертвой собственного воображения. Ангел не потерпел этого и, привидевшись в третий раз, вонзил свой перст в череп неверующего. Чтобы убедить епископа и других христиан, он сотворил множество чудес.

увеличить фото

Похищенный бык был найден на вершине холма, как и предвещал Мишель. Если верить одному из повествований, часовня, которую собирался построить Обер. должна была быть не больше места, истоп¬танного быком. В другом говорится, что она должна занимать место, оставшееся сухим от утренней росы. По наставлению Мишеля Обер послал гонцов в Монте Гаргано в Италии. Оттуда они привезли святые сувениры: кусочек ткани красной накидки, в которую был облачён архангел в одно из своих последних явлений, и осколок алтаря, где ступала его нога.

По возвращении гонцов Обер приступил к возведению храма, Божественное вмешательство облегчило труд строителей. Говорят, один старик из местных жителей, призванный Богом, отодвинул огромный камень. А может быть это был ребёнок, сбросивший камень в пропасть, лишь коснувшись его ножкой. На холме не было питьевой воды. Благодаря очередному чуду был открыт источник живой воды — фонтан Сент-Обер. Обер поселил на холме, постепенно превращавшемся в Мон Сен-Мишель, несколько человек, чтобы молили Бога и его архангела.

увеличить фото

Основание аббатства
Мир и благополучие, царствовавшие при Карле Великом, продолжались недолго. Северяне — Норманны — производили ежегодные опустошительные набеги на побережье. Их узкие и быстрые корабли — драккары — на всех наводили ужас. Грабили они в основном храмы, где хранились золотые предметы восхваления Бога. Мон Сен-Мишель скорее всего тоже подвергался таким разрушительным нападениям. В конце концов Норманны поселились в этих местах и король Франков признал одного из их вождей Рольфа лё Маршера, или Роллона, герцогом Нормандским. В знак благодарности грозный воин вместе со всеми своими солдатами принял христианство и с тех пор стал защитником рабов божьих.

Роллон и его потомки способствовали возрождению великих разрушенных храмов. Но эти новообращённые христиане имели суровый характер. Герцог Ричард упрекал «каноников», живших в Мон Сен-Мишеле, в их аморальности и нечестивости. В 966-ом году, изгнав их, он поселил на их место монахов из Фландрии, набожных и покорных, правил которыми Мэйнар, представитель прославленного рода. Эти одиннадцать монахов придерживались заповедей святого Бенедикта, т.е. свода правил и требований, организовывавших их жизнь: индивидуальная бедность, целомудрие, послушание аббату. Таким образом, образовавшееся аббатсво стало "бенедиктинским".

увеличить фотоувеличить фото

У монахов был настоятель аббат, отец общины. Он управлял имуществом монастыря. культивировал преклонение Мишелю и принимал посетителей. Теоретически послушники выбирали своего настоятеля. На практике же долгое время герцог Нормандский на правах покровителя аббатсва навязывал монастырю свое-го кандидата, что провоцировал бесконечные ссоры и конфликты. Тем не менее некоторые аббаты благодаря своей глубокой вере, авторитету и щедрости пользовались всеобщим почитанием, например — Бернар дю Бек в ХII-ом веке. Непослушным монахам он предписывал полное уединение на островке Томбелеи; он одел в бенедиктинское платье больного рыцаря на смертном ложе. Таким способом аббату удалось увеличить престиж и мощь аббатсва.

photo by Exciter