Дорожки

Дорожки

 

В театре Кабуки движение актера в пространстве одновременно воспринимается как движение во времени – этот процесс носит название мичиюки. Дизайнеры восприняли философию театра и перенесли этот принцип на проектирование садовых дорожек. Дорожка должна неторопливо вести по саду, открывая, один за другим все его «слои» (чойо) и держа в своей власти тот отрезок времени, когда гость находится в саду. Для проектировщика тропинки зачастую являются чем-то более важным, чем просто элемент дизайна. Если он правильно и аккуратно проложит эти тропинки в своем саду, он сможет контролировать не только ритм передвижения гостей по саду, но то, что открывается взору посетителей. Тропинки – это не только элемент общего плана, но и прием, используемый проектировщиком для того, чтобы контролировать порядок «раскрытия» своего детища. Этот прием наиболее часто применялся в чайных садах Средневековья, но и сейчас дизайнеры используют его практически во всех своих работах.

 

Поднимаясь по шероховатым неровным ступеням,
гость невольно опускает глаза и останавливает взгляд на дорожке
(иначе восхождение может быть опасным). Дораку-ан, Токио

Остановимся на минутку на дорожке в чайном саду, спроектированной как лестница. Поднимаясь по шероховатым неровным ступеням (тоби-иши) гость невольно опускает глаза и останавливает взгляд на дорожке (иначе восхождение может быть опасным). Создатель сада почти наверняка отрывает его от созерцания сада, но через несколько ступенек перед глазами посетителя вырастет крупный булыжник, возможно просто символ начала нового пути или граница, проложенная перед тсукубаи. Плоская поверхность этого камня приглашает гостя сесть и осмотреться. Конечно, место расположения камня не случайно – отсюда открывается великолепный вид.

Или другой случай. Дизайнер может использовать композицию из небольших камней как часть нобе-дан. Это позволяет гостю спокойно прогуляться и отметить про себя всю красоту сада. После этого взгляд неминуемо скользнет по дорожке вперед. Создатель сада выбрал такое расположение и направление нобе-дан, чтобы подчеркнуть какой-нибудь дальний элемент – светильник или крышу чайного домика.

Огромный камень (в данном случае основание колонны)
нарушает ритм ступеней и дает посетителю время осмотреться.
Канкуи-ан, Киото

В больших парках тропинки также помогают ориентироваться. В любом случае дорожки ведут через сад, а, следовательно, и через несколько пространств – открытых или закрытых. Когда кто-либо прогуливается по парку, он наблюдает как бы смену декораций – одни картины оживают перед его глазами, другие уходят в тень – такая техника называется мие-гакурэ.

японский сад, дорожки