|
Первые городские прогулки, первые парки отдыха
Властители каролингского правления издавали приказы о посадке публичных
садов для развлечений. Известно, что такие сады существовали около
тысячного года в Прадо в Испании, в Пратере в Вене, в Сен-Жермен-де-Пре и
в Пре-о-Клер в Париже. Вероятно, эта традиция была очень распространена.
До настоящего времени существовало мнение, что вплоть до Эпохи Возрождения
парков не было. Но ныне известно, что персидское понятие о
закрытом райском саде, воспринятое арабами, завоевало Северную Европу уже
в XI веке, сначала Сицилию, потом Италию. Нормандские вторжения в Калабрию
и Сицилию способствовали распространению его к западу, до берегов Англии.
Средневековые сады начинают окружать решетчатыми изгородями. Они создаются
по моделям более простым, нежели римские с их излишествами. Границы сада,
фиксировались
с помощью ивового шпалерника. Сады закрываются также каменными стенами,
плотными изгородями, подстриженными деревьями. Все сады и парки для отдыха
или охоты были, таким образом, защищены от влияния внешнего мира.
Христианское аллегорическое видение: «закрытый сад»
Закрытый сад, сад мечты, тайный сад - носитель могущественного
религиозного символизма, навеянного описанием возлюбленной, которое
встречается в Библейской Песни песней: «Она - крепко закрытый сад, моя
сестра, моя невеста, накрепко закрытый сад, закупоренный источник. Твои
струи создают сад гранатовых деревьев, и у тебя самые редкие породы:
белоус и шафран, душистый камыш и корица, мирра и алоэ, ладанные деревья.
Они все с самыми тонкими ароматами». Как визуальная метафора, этот сад в
средневековье становится аллегорией церкви представленной Пресвятой Девой.
В этих садах невинности, «садах Марии», сами цветы являлись символами,
проявлениями добродетели, а роза, предназначенная Пресвятой Деве, была
первой.
Литературное видение: привлекательный сад
Наконец, известны воображаемые сады, описанные средневековой литературой и
представленные в живописи и миниатюрах. Сад, воспетый Кретьеном де Труа в
романе Эрек и Энида (около 1168 г.), - это рай с неувядающими фруктами и
цветами, нежно поющими птицами... Роман о Розе, - это путеводитель по
«стране любви» с ее садами.
Начатый в 1220 г. Гийомом де Лорисом, он имел на любителей книг
чрезвычайное влияние,
и век спустя, был переведен на английский язык. Райские сады - это
идеальные аллегорические сады. В них сплелись воедино воображение и
реальность. В литературных садах рыцарского романа христианские посылы
превращаются в аллегорические символы удовольствия.
В средневековье сады имели два зеркальных отражения. Есть аллегорический,
религиозный сад, «сад Марии», закрытый сад, где символичен каждый цветок.
С другой стороны - находится сад куртуазной любви, литературный сад Романа
о Розе. Оба сада - воображаемые, но они отражают реальность средневековья.
Сад Марии, написанный рейнским мастером в начале XV века, показывает
лучший пример искусства сада в средневековье. Сочетание деревьев и цветов,
растущих вдоль стен и на газоне, подчеркивает иную традицию, явно
отличающуюся от традиции ограниченных посадок на небольших закрытых
участках с аллеями. Это новое толкование античного «священного леса»,
изолированного стенами от внешнего мира и наполненного символами. Дева
Мария окружена ангелами, святыми и птицами. Все здесь выполняют ритуальные
действия: святая Доротея, например, собирает вишни. Можно насчитать по
крайней мере 18 видов растений: среди которых лилии, ирисы, примулы,
ландыши, маргаритки, штокроза, пионы, подснежники, клубника с плодами и
цветами.
далее>>
|
|