Боболи (Boboli)

Боболи (Boboli)

 
 

Живое произведение искусства

Боболи известен во всем мире как один из имеющих наибольшее значение итальянских садов. Он настолько знаменит, что само по себе его название пробуждает образ сада эпохи Возрождения. Боболи – одно из лучших достижений в итальянском искусстве садоводства.

Тот парк, который мы видим сегодня, является, главным образом, результатом двух начинаний: первое – сад 16 века, расположенный за дворцом Питти, второе – высаженная между 1630 и 1631 годами кипарисовая аллея, созданная Джулио Париджи. Устройство сада Медичи началось, когда Элеонора, жена Козимо I, приобрела имение, известное в то время как 'Сад Питти', по имени его первых владельцев.

Никколо Периколи, известный как Триболо, получил приказ создать сад. Скульптор взял за основу схемы сада ось перспективы, которая пересекает вход во дворец и поднимается вдоль холма за ним. На месте, где когда-то была каменоломня, он построил амфитеатр, разделенный при помощи ragnaie (рощицы) и обрамленный фруктовыми деревьями. Слева от дворца был высажен огромный цветник. 

Множество художников работало над этим великолепным садом. Когда Триболо скончался, его дело продолжил Давид Фортини, затем, между 1554 и 1561 годами, - Джорджио Вазари, за которым последовал Бартоломео Амманнати (с 1560 до 1583 гг.). После 1574 года в Боболи работал Бернардо Буонталенти по распоряжению Франческо I.

 

В начале 17 века Косимо II решил расширить сад за пределы бастионов, возведенных во время войны с Сиеной. Джулио Париджи, которому было поручено увеличить сады в 1612 году, создал кипарисовую аллею. Париджи превратил амфитеатр сада за дворцом Питти в зеленый театр, построенный из камня в 1630 году; работа была закончена Альфонсо Париджи Младшим.

После нескольких лет затишья работа над садом возобновилась в 1765 году, в то время, когда Великое Герцогство перешло Габсбургам-Лотарингам.

По инициативе Пьетро Леопольдо был построен Kaffeehouse (1775); Заноби Дель Россо построил limonaia (1777-1778), а Никколо Гасперо Паолетти – Palazzina della Meridiana (1776). В 19 веке был сооружен вход Annalena с palaz¬zina (виллой) и гротом, а в саду произошли большие изменения, заключающиеся в уничтожении старых лабиринтов, чтобы дать пространство для подъездной дороги, созданной Паскуале Поччианти (1834). Боболи – модель сада-музея, это сад, созданный для демонстрации древних и современных статуй. Его также можно считать примером идеального садового искусства, благодаря совокупности элементов, которая, пройдя через века, превратилась в необычайное произведение искусства. Идя вдоль двух основных осей сада – одна 16 века, идущая через амфитеатр к статуе Изобилие, другая кипарисовая аллея 17 века – посетитель видит потрясающие примеры садового искусства. Среди них выделяются сад Kaffeehaus конца 18 века, зеленый театр вокруг пруда Форконе (Forcone) и небольшой сад эпохи барокко.

 

Перед Palazzina della Meridiana (“Солнечной виллой”) располагаются второй зеленый театр, в котором доминирует мраморный Пегас (перенесенный сюда из парка Пратолино), и небольшой розарий, относящийся к маленькому гроту Madama, со статуей Юпитера.

К важным элементам архитектуры сада относятся большие живые изгороди, обрамляющие дорожки, ведущие через старинные selvatico, или участки, покрытые дикорастущими растениями, и ragnaie в части сада, относящейся к 17 веку, которая является особенно очаровательной частью сада. Островок в центре пруда – роскошный сад на воде в стиле барокко, созданный для демонстрации горшечных цитрусовых деревьев.

В соответствии с планом сада и большим количеством произведений искусства, находящихся в саду, посетителям предлагается два различных плана экскурсий, каждая из которых занимает 2-3 часа.

Первый план экскурсии

От внутреннего двора работы Амманнати до Большого грота работы Буонталенти

За строгим фасадом дворца Питти открывается сад во всем своем великолепии. Закрытый гротом Моисея (который получил свое название благодаря статуе Моисея), внутренний двор Амманнати образует элегантный вход в парк. Грот был создан для решения проблемы объединения участков, расположенных на разных уровнях, так как внутренний двор ниже, чем расположенный за ним амфитеатр. Лестница справа от грота ведет вверх к амфитеатру, оставляя слева, над гротом Моисея, фонтан Артишоков, работу Франческо Сусини (1639-1641). Перед фонтаном располагается маленький геометрический сад, из которого можно любоваться перспективой, объединяющей различные уровни сада, ось идет через амфитеатр и пруд Форконе и заканчивается у расположенного ярусами зеленого театра и статуи Изобилие. В центре амфитеатра – большой гранитный пруд, созданный здесь в 1840 году Поччианте, и египетский обелиск, доставленный сюда из виллы Медичи и воздвигнутый в Боболи в 1790 году Паолетти.

 

В амфитеатре шесть рядов каменных сидений, увенчанных украшенной балюстрадой. Первоначально в 24 нишах располагались античные статуи с фигурами собак и других животных по бокам. В 1818 году Джузеппе Качиалли обновил амфитеатр, расположив между статуями терракотовые урны, украшенные искусственным мрамором. На крутом спуске, ведущем к Чаше Форконе (полукруглой лужайке, объединяющей первые два уровня, расположенной у выхода из амфитеатра), находятся статуи Римлян, Императора и Цереры.

Дорожка ведет вверх к тому, что может быть названо вторым амфитеатром, построенным из рядов земляных сидений и окаймленным платанами, фигурно подстриженными в форме канделябров. В центре – большой, неправильной формы пруд, созданный архитектором Заноби Дель Россо (1777-1778), который убрал существующий пруд 16 века, чтобы создать этот, который использовался для сбора воды для полива сада.

Бронзовая статуя Нептуна с наядами и тритонами работы Столдо Лоренци датируется 1565-1568 годами. Центральная лестница заканчивается у мраморной статуи Изобилие, созданной Джамболонья при помощи Пьетро Такка и Себастьяно Сальвини. Аллегорическая фигура ясно символизирует процветание Великого Герцогства.

От статуи Изобилие, после наслаждения великолепным панорамным видом на город, сад и дворец, если повернуть направо, можно увидеть работу Джузеппе Дель Россо, который также построил лестницу с античными статуями Муз в 1792 году.

Из сада Кавальере (Сад Всадника) мы возвращаемся к статуе Изобилие и спускаемся к Kaffeehaus, слева остаются впечатляющие стены Forte di Belvedere. Это элегантное небольшое здание, заказанное Пьетро Леопольдо ди Лорена и спроектированное Заноби Дель Россо, отражает центрально-европейскую моду тех времен пить кофе на свежем воздухе. Превосходный павильон, который можно посетить, только получив специальное разрешение. Заказанный Элеонорой ди Толедо Давиду Фортини и построенный между 1553 и 1555 годами маленький грот отличается скульптурами животных, появляющимися из задней стены, работы Баччио Бандинелли и Джованни Фанчелли.

 

Возвратившись на широкую аллею, мы спускаемся еще дальше, к гроту Буонталенти, именуемому Большой грот, настоящей пещере чудес, созданной, чтобы потрясти и удивить наблюдателя (в настоящее время реставрируется). Это здание, работать над которым начал Вазари между 1556 и 1560 годами, было превращено Буонталенти в грот (1583-1593). Наряду с Grotticina di Madama он стал моделью для всех гротов, построенных позже. Фасад декорирован мозаикой, лепниной {Мир и Правосудие работы Джованни Батиста дель Тадда) и статуями {Дионис и Церера работы Баччио Бандинелли, 1552-1556).

Внутри, в полутени, лепные фигуры, вдохновением при создании которых, возможно, послужили мифы о Пирре и Девкалионе, кажется, появляются из стен. В углах два Раба работы Микеланджело изо всех сил стараются освободиться из каменной глыбы (это копии; оригиналы в настоящее время находятся в музее Accademia Gallery). Перед гротом находится выход из сада, известный как rondo di Bacco, название появилось благодаря статуе Юный Бахус работы Валерио Сиоли (гипсовый слепок с оригинала, известного также как Nano Morgante). Недалеко находятся римские статуи Дакийских пленников.

Гроты

Наиболее значимым фактом в истории грота эпохи Возрождения является тот, что это реальное место встречи искусства и науки. Это воплощается в гроте, где проводились эксперименты с самыми экзотичными и необычными сочетаниями материалов. Grotticina di Madama и Большой грот сада Боболи входят в число первых садовых гротов, построенных в Италии (Большой грот в настоящее время реставрируется). Сложно построенные с технической точки зрения, подверженные эрозийному воздействию воды и, таким образом, требующие постоянного обслуживания, эти два грота являются уникальным свидетельством культурного и художественного окружения, в котором создавались сады 16 века, окружения, где наука и философия, эстетика и очарование сплетались в одно восхитительное целое.

Второй план экскурсии

От уровня амфитеатра до 'лужайки колонн'

От лужайки амфитеатра мы поворачиваем направо, спускаясь к Palazzina della Meridiana работы Паолетти и Поччианти. Справа от виллы находится небольшой сад камелий, который можно увидеть сверху. Отсюда дорожка ведет вверх вправо, достигая Ботанического сада, открытого только летом. Этот сад, созданный Филиппо Парлаторе между 1841 и 1850 годами, заменил jardin potager (огород) 18 века (от которого сохранились только оранжереи для выращивания ананасов); он обладает красивыми прудами, где растут водные растения. Через cerchiata из падубов, величественный коридор деревьев, высаженных между 1612 и 1614 годами, мы попадаем на кипарисовую аллею.

Спускаясь по аллее, мы можем видеть слева то, что осталось от лабиринтов 17 века, уничтоженных в 1834 году, чтобы обеспечить пространство для подъездной дороги. Фонтан Мостаццини, расположенный вдоль средневековой городской стены, обозначает границу ragnaia (рощи) со статуей Мира; украшенные шестнадцатью каменными маскаронами фонтаны были, возможно, созданы Ромоло Ферруччи между 1619 и 1621 годами. Вдоль аллеи стоят статуи, античные и 16 века. Недалеко от конца аллеи скульптуры 17 века представляют различные игры. Затем мы подходим к знаменитому пруду Isolotto. Искусственный остров эллиптической формы представляет собой формальный сад с горшечными цитрусовыми деревьями, старыми сортами роз и луковичных и фонтаном Океан работы Джамболонья (1576).

Затем мы идем к так называемой 'лужайке колонн'. На обширном полукруглом пространстве, которым с южной стороны заканчивается сад, Паолетти расположил две колонны; двенадцать античных бюстов украшают полукруг. Далее располагается группа скульптур 17 века работы Ромоло Ферручи.

От широкой лужайки мы поворачиваем направо, поднимаемся по аллее, которая возвращается к Palazzina della Meridiana. Слева находится большая limonaia (оранжерея для выращивания лимонных деревьев), построенная Заноби Дель Россо между 1777 и 1778 годами. Она используется и сегодня для укрытия пятисот контейнеров с цитрусовыми деревьями зимой.

Перед limonaia расположен красивый формальный сад со старыми сортами роз и луковичных. За limo¬naia дорога ведет влево, к гроту Annalena, самому новому гроту Боболи. Созданный в 1817 году Джузеппе Качиалли, грот содержит скульптурную группу Адам и Ева работы Микеланджело Наччерино (прим. 1616). Отсюда посетители могут либо выйти на Виа Романа, либо вернуться к rondo di Bacco.

 

Растения в саду

В Боболи деревья, живые изгороди, лужайки и цветы являются элементами, придающими ему исключительный интерес и необычайную привлекательность. Кипарисовые аллеи и cerchiate (аллея) из величественных падубов, зеленые стены, гармонично разделяющие пространство, живые изгороди из самшита, образующие геометрические элементы, - все это делает сад не только живым произведением искусства, но и бесценным свидетельством истории садоводства в Италии. Поддержание Боболи требует больших усилий и профессионального опыта. Многие части сада были недавно восстановлены, новые растения были добавлены или заменили старые; например, старые сорта луковичных в саду на Isolotto и камелии в небольшом саду, которые можно увидеть из Palazzina della Meridiana.

Хронология

1549 Элеонора ди Толедо, супруга Косимо I, приобрела Дворец Питти 15 века, уже обладающий садом среднего размера. Проект нового сада был заказан Триболо, который выполнил, по словам Джорджио Вазари, "наилучшую схему… очень разумно расположив все вещи на подобающих местах".
1550 Давид Фортини продолжил работу Триболо после кончины последнего. Работа над садом продолжалась.
1553-1555 Построен грот Grotticina di Madama.
1574 Буонталенти назначен руководителем работ в Боболи.
1583-1593 Построен Большой грот.
1599 Юстус Утенс рисует пейзаж, который свидетельствует о появлении в то время сада.
1630-1634 Джулио Париджи и его сын Альфонсо превращают 'садовый амфитеатр' в здание. Сад расширился на юг до Порта Романа. Теперь в него включены бастионы 16 века, возведенные при Косимо I. Были созданы кипарисовая аллея, лабиринты, ragnaie и пруд Isolotto.
1636 Статуя Изобилие, работу над которой начал Джамболонья и закончил Такка, заняла то место, которое занимает и сегодня.
1637 Статуя Океан, работа Джамболонья, украшает остров Isolotto
1637-1641 Франческо Сузини создает фонтан Артишоков, расположенный над Гротом Муз.
1737 Создан Ботанический сад, связанный с музеем естественной истории 'La Specola'.
1766 Создан jardin potager, или топиарий, знаменитый своей оранжереей для выращивания ананасов.
1774-1775 Построен Kaffeehaus по проекту Заноби Дель Россо.
1777-1778 Построен оранжевый дом вместо старого зверинца. Был изменен пруд, окружающий фонтан Форконе.
1790 Египетский обелиск размещен в центре амфитеатра на постаменте, созданном Никколо Гасперо Паолетти.
1796 Появилась 'лужайка колонн'.
1834 Сделана широкая подъездная дорога. Большая часть лабиринта 17 века превратилась в boschetli (лесок) в стиле английского сада. 

Как добраться

Флоренция, в непосредственной близости от моста Понте Веччио. Адрес: Пьяца Питти, 1. Автобусы: 11,36, 37. тел.:+39 055 265171.
Сентябрь-октябрь: 8:15 - 17:30 / ноябрь-февраль: 8:15 - 15:30 / март-апрель: 8:15 - 16:30 / май: 8:15 - 17:30 / июнь-август: 8:15 - 18:30.
Закрыт 1 января, 1 мая, 25 декабря, первый и последний понедельник каждого месяца.
Входная плата: 2,00 €. Есть комнаты отдыха, книжный магазин, кафе-ресторан.

       текст и фото - PulseИНФО