Елена Маер

Елена Маер

 

Интервью c Еленой Маер
(организатором четвертого Международного Фестиваля Архитектуры и Дизайна Интерьера)


С 27 марта по 1 апреля 2002 года в архитектурно-строительном центре "Дом на Брестской" будет проходить четвертый Международный фестиваль архитектуры и дизайна интерьера "Под крышей дома…". С каждым годом это событие вызывает все больший интерес в мире. Чем это вызвано? Судите сами... На вопросы нашего корреспондента Анны Светличной отвечает Елена Маер, организатор фестиваля.

Корр. - Елена, фестивалю "Под крышей дома..." четыре года, а он уже так популярен не только в России, но и во всем мире. Какое участие в нем принимает международная общественность?
Е.М. -Да, конечно, интерес растет. С каждым разом фестиваль охватывает все больше и больше новых регионов. В этом году помимо постоянных наших гостей из Санкт-Петербурга, Москвы, Самары, будут дизайнеры и архитекторы из Пензы, Ульяновска, Ярославля, Ростова-на-Дону, Орла. Что же касается международного статуса - его подтверждает участие ведущих мировых дизайнерских фирм (Украина, Латвия, Белоруссия, Швеция, Югославия, Болгария, Италия).

Корр. - Какова программа предстоящего шестидневного фестиваля?
Е.М. - Ее стержнем, как и всегда, является конкурс на Гран-при фестиваля. Кроме того существуют три места в номинациях: "лучший жилой интерьер", "лучший общественный интерьер", "лучшее декорирование интерьера". Впервые в этом году, будет номинация "лучшая деталь интерьера". Здесь нужно пояснить, что в ней подразумевается, как деталь, вокруг которой "вращается" все в интерьере (своеобразный центр работы дизайнера), так и деталь, созданная своими руками, представленная на конкурсе "в живую". Это может быть и предмет мебели, и что-то созданное руками декораторов.
Помимо этого на фестивале будут практические занятия для архитекторов (мастер-классы). Например, 29 марта в 16:00 пройдет мастер-класс "Быстрый декор" (работа с натуральными материалами) Елены Теплицкой. А на следующий день - мастер-класс "Шелковая мания" декоратора по текстилю, дипломанта Университета прикладных искусств г. Рима, представителя фирмы "Экипе" Ирины Аминевой. Разговор будет идти о декорировании интерьера тканями.
В программе предусмотрено много практических занятий. Они, конечно, будут отличаться от обычных семинаров, которыми так славится "Дом на Брестской". В этом году семинары будут иметь прикладной характер.
Также будет работать выставка. Объектами экспонирования будут: ведущие мировые дизайнерские фирмы и промышленные и эксклюзивные образцы оборудования интерьера, светильников, декора, мебели и т.д. Мы, организаторы стремимся к тому, чтобы это была не просто выставка мебельщиков или людей, которые торгуют чем-либо. Каждый стенд должен быть представлен, как законченное дизайнерское произведение, которые будут оцениваться жюри. То есть будет некий конкурс стендов.

Корр. -Насколько мне известно, в жюри конкурса всегда очень сильное. Кто входит в его состав на этот раз?
Е.М. - Посудите сами, оценивать работы будут 11 человек. Восемь российских представителей: Леонид Бажанов (художественный руководитель Государственного Центра Современного искусства, Член Международной Ассоциации художественных критиков), Александр Бродский (архитектор, профессор Международной Академии Архитектуры), Алексей Воронцов (архитектор, академик Международной Академии Архитектуры), Александр Ермолаев (архитектор, профессор кафедры "Дизайн архитектурной среды", доктор искусствоведения), Александр Кузьмин (Председатель Комитета по архитектуре и градостроительству г.Москвы, главный архитектор г.Москвы), Юрий Назаров (Президент союза дизайнеров России), Григорий Ревзин (архитектурный критик, главный редактор журнала "Проек Классика, кандидат искусствоведения"), Павел Романов (архитектор, преподаватель Московского Архитектурного Института). И трое представителей западных стран: два очень известных во всем мире итальянских архитектора, многократных призера международных конкурсов в области архитектуры и дизайна Франческо Луккезе и Паоло Риццато, а также "самый продаваемый во всем мире дизайнер 2001 года" Карим Рашид из США.
Конечно, серьезный бум вокруг фестиваля вызвало то, что в рамках нашего конкурса Карим Рашид, Франческо Луккезе и Паоло Риццато будут читать лекции. На эти лекции сейчас огромный спрос во всем мире, и мы опасаемся, сможем ли разместить всех желающих их послушать.

Корр. - Скажите, Елена, а существует ли принцип отбора в судьи конкурса?
Е.М. - : В члены жюри, в основном, мы приглашаем победителей прошлых лет, в особенности, призеров Гран-при. Это своеобразный тайм-аут для тех, у кого работа для фестиваля не совсем готова или в проекте. Например, очень известный московский архитектор Илья Уткин, который участвует во всех международных фестивалях, был сначала членом жюри, а на следующий год выставил свою работу на конкурс.

Корр. - Были ли моменты фестиваля, которые особенно Вам запомнились? Что было "изюминкой" в прошлом году?
Е.М. - На прошлом фестивале произошло событие, не оставившее равнодушным никого - серьезный поворот в решении жюри. Гран-при взяла питерская команда ребят, которая вообще не претендовала на награды в начале конкурса. Одним из судей был известный голландский архитектор Бярне Мастенбрук. Именно он доказал всем членам жюри то, что творение рук этих питерских не имеет аналогов, является новым элементом в архитектуре, является ноу-хау. Это была "бомба" третьего фестиваля! После объявления результатов все бросились смотреть на работу Гран-при, потому что конечно питерцев ожидали увидеть в пятерке лидеров, но никто и не думал, что они потянут на высшую награду!

Корр. - А как зовут этих героев 3-го фестиваля? И в какой номинации выиграла их команда?
Е.М. - Между собой мы их называем "Левчуками", потому что у них очень похожие имена и фамилии: Алексей Левчук и Александр Романчук. Они очень веселые, раскрепощенные, неординарные ребята, совершенно без гонора. В прошлом году они выиграли в номинации "Частный интерьер". Но, я думаю, если бы тогда была введена номинация "Деталь интерьера", то они могли бы взять приз в ней. Потому что центром их работы "Квартира на Кирочной" была именно деталь, очень интересная, необычная и вокруг нее вращался весь интерьер.
Мы ждем "Левчуков" и на этом фестивале. Они будут участвовать в "Лучшем общественном интерьере". Ждем опять сюрпризов! Но вообще, мы переживаем за всех конкурсантов, потому что уже относимся к ним, как к родственникам.

Корр. - : Значит, "Левчуки" стали открытием конкурса?
Е.М. -- Да. Мы каждый год совершаем очень много открытий юных дарований. И не одного, не двух, а значительно больше. Через наш конкурс молодые архитекторы и дизайнеры стали не просто востребованы, а стали популярны, известны. Вот, например, на втором фестивале Гран-при взяли два молодых человека - это Сергей Крючков и Владимир Судариков. Конечно, они были молодыми дипломированными архитекторами. Но известность пришла к ним только после участия и победы в нашем конкурсе.

Корр. - Елена, кто же все-таки придумал этот замечательный фестиваль?
Е.М. - Андрей Александрович Грин, заместитель председателя Москомархитектуры. Человек с богатой фантазией, он и сейчас развивать творческое начало в нашей работе.

Корр. -И последний вопрос. Сейчас в кругах архитекторов и дизайнеров считается, что "не прийти на Брестскую, не посмотреть Международный фестиваль архитектуры и дизайна интерьера, не узнать, кто победил на конкурсе - не нормально". Что Вы думаете по этому поводу?
Е.М. - Понимаете, наш фестиваль это не только великолепная возможность показать свои способности, завязать деловые контакты, поучиться новому, стать востребованным, но и случай пообщаться. Ведь наш "Дом на Брестской" славен тем, что здесь весело, уютно, играет приятная музыка, царит дружелюбная атмосфера. Кроме того, только наш фестиваль закрывает главный архитектор города Москвы. Естественно, приятно получить диплом пусть даже не победителя, пусть только участника, лауреата конкурса из рук такого человека.

С Еленой Маер беседовала Анна Светличная.