Стройка в Останкино, или что такое

Стройка в Останкино, или что такое "монорельс"

 

Не успели жители Останкино как следует насладиться заново благоустроенной территорией любимого пруда (летом 2001 года зона отдыха вокруг Останкинского пруда была облагорожена асфальтовыми дорожками, симпатичными клумбами, приятными скамейками, а сам пруд очищен и наполнен свежей водой), как на его берегу опять развернуто строительство. Вдоль улицы Королева вырос забор, за которым неутомимо работают бурильные установки.

Здесь будет проходить трасса первой в России монорельсовой дороги, благодаря которой уже в 2003 году пассажиры смогут легко и быстро добираться от станции метро "Ботанический сад" до станции метро "Тимирязевская". Дорога протянется с северной стороны ВВЦ, пройдет мимо ВДНХ, Останкино и далее за железнодорожную ветку.

Маршрут длиной в восемь с половиной километров будет иметь около десяти остановок. Состав из 6-8 вагонов сможет перевозить до 240 пассажиров. Максимальная загрузка трассы - 4 тыс. человек в час. Ожидаемая цена билета (по заявлению представителей мэрии) будет равна плате за проезд в метрополитене. По оценке специалистов, строительство монорельсовой дороги обойдется в 5 раз дешевле, чем прокладка обычного метро. 

Так что же такое монорельс и как он выглядит? С таким вопросом мы обратились к десяти случайным прохожим и, к сожалению, не получили исчерпывающего ответа. Объяснения быстро нашлись в Большом энциклопедическом on-line-словаре: "МОНОРЕЛЬС - транспортная система, в которой пассажирские вагоны или грузовые вагонетки перемещаются по балке или эстакаде, установленной на отдельных опорах, высотой около 15-20 метров. Вместимость вагонов 60-120 человек, скорость до 240 км/ч, пропускная способность такая же, как у метро. Распространена в системах высокоскоростного транспорта, особенно в условиях больших городов с платной застройкой (Монреаль, Токио и др.)".  Добавим, что монорельсовая дорога имеет много плюсов: она надежна и не мешает движению автотранспорта; имеет современный дизайн, хорошо интегрируется в существующую городскую структуру; позволяет обеспечивать высокую скорость сообщения, экологическую чистоту, низкий уровень шума и, что немаловажно, сохранить окружающую среду при строительстве трассы. 

Необходимо также отметить, что монорельсовый транспорт удобен в городских районах со сложившейся застройкой; позволяет использовать маршруты, пролегающие через неудобья и русла рек; улучшает мобильность транспортной системы города за счет соединения монорельсовыми трассами крупных транспортных узлов и позоляет разгрузить дорожные магистрали; может использоваться в качестве экскурсионного транспорта. Пассажирские монорельсовые дороги давно и успешно используют в Европе, США, Канаде, Автралии. В 1957 году первая трасса протянута в Германии, в 1960 - во Франции.  В деловой части Майами Бич (США) монорельс является главным средством передвижения. В России тоже были попытки внедрения такого транспорта. Еще в XIX веке механик И. Эльманов построил под Москвой первую монорельсовую дорогу на конной тяге, а по проекту электротехника И. Романова был создан опытный электрифицированный участок под Петербургом.

Сегодня в Москве прообраз будущей магистрали уже работает в Московском институте теплотехники. Со стороны эстакада, поддерживаемая легкими железобетонными опорами на высоте нескольких метров от земли, и блестящий, обтекаемой формы модуль-вагон вылядят фантастически (см. прикрепленное к письму фото). С испытательным комплексом ознакомился мэр Юрий Лужков, остался вполне доволен и даже предложил новую идею: протянуть трассу монорельса вдоль Москвы-реки. Тут же заиграла фантазия городских архитекторов - если стойки эстакады сделать незаметными на фоне гранитной набережной, то бесшумный "космический" поезд будет проносится над рекой, как по воздуху. Сейчас рассматриваются варианты монорельсового пути от Международного делового центра "Сити" до Печатников или Коломенского; от Воробьевых гор мимо Центрального парка отдыха к Крымской набережной и далее. Только представьте себе, какие архитектурные и пейзажные панорамы откроются пассажирам таких маршрутов: Нескучный сад, Новодевичий монастырь, храм Христа Спасителя, Кремль, Новоспасский монастырь!

А пока инженеры, архитекторы и строители трудятся над новым проектом, москвичам остается мириться с соседством стройплощадки и ждать появления в столице нового транспорта.

Наш спец. корреспондент Юлия Легздина
Фото: Павел Леляев

транспорт