Язык цветов. Тюльпан.

Язык цветов. Тюльпан.

 

Тюльпан пришел к нам из гаремов Древнего Востока

Сегодня тюльпаны ассоциируются в первую очередь с Нидерландами, где этот цветок давно считается государственным символом. Всем знакомы открытки, на которых тюльпанные поля уходят в горизонт ярчайшими коврами. Их привозят друзья и коллеги, побывавшие в Амстердаме. И рассматривание цветочных полей сопровождается еще более цветистыми рассказами о кофе-шопах, потрясающих клубах и вкуснейшем сыре. Смотришь на поля, засеянные тюльпанами, и кажется, что в стране, где есть такие поля, жизнь – это сплошной праздник. Голландцы традиционно высаживают цветы сложными узорами или полосами различных цветов и ширины. Выглядит такой ландшафт как сон, где все цвета в десятки раз ярче, чем наяву.

Первые документальные свидетельства об этом нежном цветке пришли к нам из древней Персии. Там цветок, напоминающий своей формой фонарик или кубок, носил название «дюльбаш», то есть турецкая чалма. Тюльпан был воспет знаменитым персидским поэтом Гафизом, который говорит, что с его девственной прелестью не могут сравниться ни нежные движения кипариса, ни даже сама роза.

Но еще большей любовью пользовался тюльпан у турок, жены которых часто разводили этот цветок в сералях. Многим из них (в сералях всегда было много иноплеменных женщин) тюльпан напоминал родину или вообще утерянную свободу. Тюльпан всегда и везде оставался символом свободы и независимости. Видимо, по это причине в сералях ежегодно справлялся волшебный праздник тюльпанов, на проведение которого султан смотрел снисходительно. В это день все сады и дворец украшали причудливыми композициями из тюльпанов, в центре которых зажигали светильники. С наступление темноты, подсвеченные изнутри цветы, выглядели таинственно. Эффект дополнялся тем, что все садовые дорожки застилали драгоценными персидскими коврами, воду в фонтанах смешивали с самыми тонкими духами, а на самом видном месте устанавливали композицию из особенно редких тюльпанов, одна луковица каждого из них могла стоить целого состояния. Праздник сопровождали оркестры, которые обычно прятали за живыми изгородями, поэтому казалось, что звуки издают растения и сами цветы.

Праздник тюльпанов начинался, когда максимально празднично одетые любимые жены султана приходили за своим господином и вели его под руки в сад, где показывали ему самые красивые сорта, объясняли данные этим сортам имена (обычно они давались в честь султана) и рассказывали легенды об этом нежном цветке.

После прогулки по саду полагалось подобающее угощение: восточные сладости, танцы и сладкоголосое пение любимой жены. В этой умиротворяющей обстановке «Тысячи и одной ночи» султан и отходил ко сну с тем, чтобы проснувшись утром опять бороться с врагами, казнить изменников и интриговать. Не вспоминая о цветочном волшебстве еще год. Таково поэтичное и созерцательное отношение Востока к самым любимым у нас весенним цветам. На Западе все было значительно прагматичнее.

Тюльпан – символ бирж и западного прагматизма

В Западную Европу первые луковицы тюльпанов попали только в 1559 году. Их прислал в Аугсбург Бусбек, германский посол при турецком дворе. Шесть лет спустя тюльпаны в большом количестве украшали сады многих средневековых богачей по фамилии Фуггеры. Именно там впервые увидел этот цветок и описал как величайшую редкость знаменитый сочинитель Конрад Гесснер. От туда тюльпан разошелся по всей Европе. В 1573 году его уже можно встретить в Вене у известного ученого Клузиуса, который на столько заинтересовался этим «прошельцем», что стал со страстью собирать все известные в то время сорта. Его следовали многие богатые венские садоводы, вошло в моду выписывать из Турции за огромные деньги луковицы и хвастаться ими друг перед другом. Появление у кого-либо нового сорта возбуждало в остальных светских садоводах неописуемую зависть.

Стали увлекаться тюльпанами и в Германии. Великий курфюрст бранденбургский Фридрих-Вильгельм, собравший в начале шестнадцатого столетия громадную для того времени коллекцию из 216 видов тюльпанов, поручил своему придворному медику Эльшольцу составить альбом с изображениями наиболее оригинальных цветов. В итоге в альбом вошел 71 рисунок и предисловие на латинском языке. Этот уникальный труд и по сей день хранится в публичной библиотеке Берлина.

Конечно, как любое дорогостоящее хобби, коллекционирование тюльпанов немедленно стало полем для подделок. Едва садовник какого-нибудь богача-ценителя выводил новый сорт, как под тем же названием на рынках всей Европы появлялись совсем иные цветы, которые не чистые на руку продавцы под величайшим секретом всучивали доверчивым любителям. Делать это было несложно, ведь в те времена информация распространялась крайне медленно, за неимением телевидения, Интеренета и фотографии.

Увлекались тюльпанами и при дворе французских королей, но нигде увлечение это не доходило до такого всеобъемлющего безумия, как в Голландии! Хотя тюльпаны появились чуть ли не в последнюю очередь. Спокойные по природе и расчетливые в коммерческих вопросах голландцы первое время разводили тюльпаны исключительно с целью получения прибыли. Заметив увлечение этим цветков своих немецких соседей и других европейских народов, они старались засадить цветами как можно большие площади и, главное, как можно более новыми и эффектными сортами. Но постепенно выяснилось, что «Низкие земли» на редкость благоприятны для разведения тюльпанов, а невозмутимая по природе душа голландца падка на эти прекрасные цветы.

Вскоре образовалось что-то вроде тюльпанной биржи: вместо луковиц новых сортов на ней продавали расписки, заверяющие в том, что владелец такой расписки имеет право на приобретение этого сорта первым. Расписки перепродавали много раз, в итоге их стоимость увеличивалась в геометрической прогрессии. Так одному бедному амстердамскому приказчику удалось всего за четыре месяца сделаться богатым человеком. Эта история стала известной, и через короткое время количество тюльпанных расписок на руках у граждан дошло до 10 миллионов. Так же тюльпаны давали хлеб и торговцам глиняными горшками и деревянными ящиками. Тюльпаны обогатили Голландию и пол Европы вместе с ней.

Бася Васечкина

тюльпаны