Дворец Шарлоттенбург

Дворец Шарлоттенбург

 

 

Дворец Шарлоттенбург - самая большая сохранившаяся императорская резиденция в немецкой столице. Этот памятник истории и архитектуры, сильно пострадавший во время Второй мировой войны, был восстановлен по изначальным чертежам. Сегодня дворец-музей мирового уровня – одно из самых посещаемых туристами мест, часто используемое и для различных культурных и общественных мероприятий.

Немного истории

Еще будучи супругой курфюрста Фридриха III София Шарлота поручила построить недалеко от деревеньки Литцен (отсюда и первое название дворца - Литценбург) на Шпрее летний дворец по проекту Арнольда Неринга. Здесь была сооружена небольшая двухэтажная постройка с одиннадцатью окнами, обращенными на север к саду, выступающим овальным залом, увенчанным куполом. В честь коронации ее супруга курфюрста Фридриха III Шарлота поручила шведскому архитектору Йохану Фридриху Ёзандеру разработать план перестройки дворца. Он удлинил фасад, выходящий в парк, пристроив жилые флигели с запада и с востока, а основную часть приблизил к традиционному версальскому стилю. Противоположную же сторону он также увеличил, присоединив к правому крылу домик для кавалеров и хозяйственную постройку и превратив их в парадный двор.

Все великолепие берлинского барокко воплотилось в Большой Дубовой галерее Старого дворца, зале для приемов с великолепной резьбой, который был закончен в 1713 году, и в Фарфоровой комнате с ее бесценной коллекцией китайского и японского фарфора. Другие комнаты, на которые стоит обратить внимание – банкетные залы, спроектированные Кнобельсдорфом в 1740-1747 годах, Белая комната и Золотая галерея, триумф рококо в мягких пастельных тонах с богатой позолотой.

Рядом с великолепными парадными залами, Золотой галереей и Белой залой, расположены жилые комнаты императора, где можно полюбоваться живописными шедеврами французского рококо, кисти Антуана Вато, Николя Лансре и Жана Симеона Шардэна, ценнейшей коллекцией табакерок и изысканной утварью того времени. В 1740 году при Фридрихе II был к дворцовому комплексу был пристроен Новый флигель. Перед ним был разбит сад, состоящий из двухрядного партера, обрамленного липами.

Дворец постоянно достраивался и перестраивался. К последним изменениям, произведенным по приказу Фридриха Вильгельма II, относится расширение западного крыла и оранжереи – построен дворцовый театр (1788-1791 года, проект Карла Готхарда Ланганса). Он стал пристанищем для музея первобытной истории, созданного под патронажем Фонда прусского культурного наследия. Здесь выставлялась знаменитая коллекция Генриха Шлимана, привезенная им с раскопок Трои. В Новом флигеле располагались летние комнаты короля, спроектированные в 1788 году в китайско-этрусском стиле, а в 1796-1797 годах к ним были пристроены зимние апартаменты, верные раннему классицизму. Последние превратились после смерти Фридриха Вильгельма II в покои его невестки, королевы Луизы. Именно для нее Карл Фридрих Шинкель создал великолепную спальню из грушевого дерева. Ее супруг, Фридрих Вильгельм III жил в комнатах, расположенных на первом этаже, принадлежавших когда-то королеве Елизавете Кристине, супруге Фридриха Великого.

Фридрих Вильгельм IV и королева Елизавета в 1840 году повелели сделать верхние комнаты Старого дворца жилыми, и сегодня в них можно любоваться картинами, скульптурами и мебелью из несохранившихся Берлинского и Потсдамского дворцов.

Дворцовый парк был заложен учеником Андре ле Нотра Симеоном Годо в стиле французских барочных садов. София Шарлота выбрала первый этаж дворца для своих апартаментов. Из центрального овального зала открывается вид на дворец Шёнхаузен и Ораниенбург, а также крепость Шпандау. Под террасой располагались залитые солнцем фигурные клумбы, поделенные на восемь частей, с востока и запада обрамленные аллеями деревьев. Аллеи, в свою очередь замыкались на большой пруд, расположенный в северной части парка. На запад и на восток от партера был посажен кустарник. В западном направлении от дворца находился цветник. Вазы, скульптуры и экзотические растения украшали партер и террасу.


Большая оранжерея во дворце Шарлоттенбург

Присоединенная к западному крылу Старого дворца в 1709-1712 годах Большая оранжерея – вытянутое, одноэтажное здание в стиле барокко, в середине которого выступает с обеих сторон прямоугольный павильон. Внутри располагался салон, который открывался колоннами, расположенными в три ряда, ведущими в боковые флигели, украшенные пилястрами. После войны и реставрации, продолжавшейся до 1962 года потолок среднего салона был расписан в технике имитации архитектурных элементов берлинским художником Петером Шубертом.

В свое время построенная для сохранения знаменитой Шарлотеннбургской коллекции цитрусовых, Большая оранжерея служила династии Гогенцоллеров в летние месяцы парковым залом приемов, где давались балы, приемы и проводились свадебные торжества. Сейчас это здание сдается для выставок, мероприятий и для других целей.

В конце 18 столетия в эпоху Фридриха Вильгельма II парк был расценен как несовременный и перепроектирован как ландшафтный парк. Эти работы были поручены приглашенному из Вёрлитца Йохану Августу Айзербеку. С 1819 года над парком колдовал Питер Джозеф Лене, который окончательно разрушил барокко в Шарлоттенбурге.

При Фридрихе Вильгельме II, который правил с 1786 по 1797 год, появились первые ландшафтные участки. Большие цветочные клумбы были продлены до широкой лужайки и засажены группами древовидных кустарников. Дорожки, бегущие через кустарник, каналы приводили к реке, а на западе парка возник сухой пограничный ров, который позволял любоваться полями. Построенный Лангансом в 1788 на берегу Шпрее бельведер и сегодня является центральной точкой ландшафтного парка.

К последним изменениям, произведенным по приказу Фридриха Вильгельма II относится расширение западного крыла и оранжереи – построен дворцовый театр (1788-1791 года, проект Карла Готхарда Ланганса).

С 1801 Штайнер продолжил перепланировку парка, начатую в 1788 году Августом Айзербеком. В 1810 году Фридрих Вильгельм III повелел возвести мавзолей по проекту Шинкеля для скончавшейся королевы Луизы. При Ленне завершилось превращение паркового сада в классический ландшафтный парк.

Из-за расширения города дворец и парк потеряли во второй половине 19 века значительную часть площади. Железнодорожная ветка Берлин-Гамбург и новые улицы обусловили перенос границы парка в северной его части.

В 1900 году в непосредственной близости от дворца продолжились работы по приданию окрестностям геометрически правильных форм. Во время Второй мировой войны дворец и парк сильно пострадали. При реставрации комплекса решились на реконструкцию партера по изначальным чертежам. Таким образом дворец вновь обзавелся барочными цветочными клумбами, последняя реставрация которых прошла в весной 2001 года. Правда, внутренняя часть парка была восстановлена как классический английский сад.

Материал подготовила Анастасия Гришина

Германия, дворец, парк