Сад в доме

Сад в доме

 

Одна из самых ярких отличительных черт японской традиции благоустройства дома – сочетание сада и дома. Фактически японский иероглиф, расшифровывающийся как сад, нива, состоял в старинной орфографии из двух элементов, которые обозначали «фасад дома». При этом большую роль играет использование традиционных бумажных раздвижных дверей, которые полностью открывались только наружу, и веранды, перехода, который не был ни внутренним, ни внешним помещением.

В доме мастера керамики Сиуко Нагакура основная мысль о том, что основное место в доме это сад буквально разложена по полочкам. Этот сад – настоящий бунтарь, где ножки чайного столика просто тонут в зарослях папоротника. Плодородие почвы не впечатляет, приходится сомневаться , что вообще существует подходящий почвенный слой, владелица этого имения постоянно поддерживает его во влажном состоянии, время от времени удобряет свои скромные чайные посадки. Этот «сад в доме» тянется коридором по всем сторонам здания, изнутри и снаружи, тогда как традиционная, устланная татами жилая зона находится чуть на возвышении, которое обрамлено с обеих сторон L-образными зеленеющими участками земли. Отштукатуренная деревянная внешняя ограда охватывает сад, а огромные раздвижные окна на южной стороне заполненного розовой и красной геранью коридора хорошо пропускают солнечный свет. Дополняет картину собака – Ули.

Слева - Глиняный пол достаточно давно используется в японских домах, хотя он и ограничен только областью прихожей. Только в самых бедных хижинах все зоны в доме имели такой пол, как на этой иллюстрации – столовая.

Справа
-
Стоит только взглянуть на заднюю стену дома и становятся ясными отношения между домом и садом. Устланная татами жилая комната располагается чуть выше, слева; сад обнимает ее с обеих сторон. Задвижные двери
полностью открываются изнутри так, что хозяйка может беспрепятственно переходить из дома в сад.

В действительности такая концепция достаточно органично вплетается в контекст традиционной японской архитектуры, несмотря на противоположное мнение большинства жителей западного полушария. Глиняный пол – прямой потомок того, что японцы называют дома – внутреннее помещение с полом из утрамбованной глины, которое очень редко встречается в современных японских домах. Это помещение совмещало в себе рабочую зону, коридор и кухню, в то время как собственно пол располагался несколько выше. В домах бедняков такого разделения не было. Сегодня почти во всех японских домах прихожая, где гость может снять обувь, находится ниже основного помещения. Именно она сейчас называется дома.

До 1995 года, когда был построен дом, на этом участке земли выращивали ячмень и табак. «Возможно, именно из-за такого прошлого на земле все так хорошо растет» - говорит Нагакура. «Иногда совершенно без моего вмешательства в некоторых местах появлялись табак и одуванчики. Прошлой зимой забрела лягушка – переждать холода». Поначалу она совсем не хотела разбивать сад; ей было вполне достаточно преимуществ, даваемых дома, как одним из элементов жилища. Но постепенно развернулось полномасштабное наступление растений, в частности аои, символа правления Токугавы, знаменитой мальвы-однолетника (Maiva verticillata). Эффект, создаваемый этим растением, так понравился хозяйке, что она начала высаживать цветы и других представителей флоры, например, алое с его мясистыми листьями-мечами, хамедорею (Chamaedorea), японскую гортензию (Hydrangea macrophylla). Она поняла, что естественный стиль ее керамики прекрасно сочетается с папоротниками и другими растениями, поэтому расположила некоторых садовых жителей прямо в комнате, а один прижился даже под столом. Между тем комната постепенно превращалась в галерею работ, и «гости не только снимали обувь». К выставочным работам, временно квартировавшим в доме прибавились и некоторые, постоянно «живущие» в саду.

Так как столовая – первое помещение в этом доме, которое открывается глазам гостей, она одновременно служит галереей для керамических произведений владелицы; творения сливаются с развернутым садом. Некоторые работы выставлены на полу и столе (слева), в то время как другие, тесно связанны с садом и его жителями (справа) – оригинальное решение проведения границы между рукотворным и природой.

Этот несомненный природный хаос – или, по меньшей мере незапланированное наступление природы – достигает почти идеальной гармонии с работами Нагарука. «Мне нравится в этом саду, что он не подчиняется никаким правилам, установленным людьми, также как глина – тоже элемент природы. Яне хочу ей навязывать никакой искусственности». В этой технике через форму, воплощенную в глине, существует квинтэссенция случайности: на определенной стадии формирования произведения художник закрывает глаза и растворяется в искусстве. После хозяйка приветствует поселившиеся в столовой дикие растения. Она указывает на адиантум – венерин волос (Adiantum capillus-veneris), расположившийся под столом и говорит: «Когда он здесь обосновался, первым его место жительства было вон то место, чуть севернее, но день за днем он понемногу продвигался на юг».  

Япония, сад, дизайн сада