Детали против предопределенности

Детали против предопределенности

 

В наши дни среди дизайнеров принята практика составления плана проекта перед собственно работой, особенно в случаях, когда речь идет о больших садах. Такой подход характерен для западных специалистов, и их японские коллеги стали его использовать только несколько лет назад. Раньше они чаще всего пользовались чернильными набросками, чтобы прочертить общий план будущего сада, а детали появлялись в процессе работы. Естественно, в душе мастера все было прорисовано, что называется до запятой – размеры и формы водоемов, расположение большинства каменных групп – но даже эта основа существенно менялась в процессе создания сада.

Японские сады созданы из природных материалов, каждый из которых имеет свои особенности. В давние времена материал для работы привозился прямо из окрестностей, тогда как сегодня большинство находится в личной коллекции мастера или на специальных складах. В любом случае все используемые материалы уникальны, каждый из них ценен своей индивидуальностью. Говорят, что камни, например, имеют лицо (као) и вершину (тен - небеса). Дизайнер располагает камни лицом к началу сада, а вершина, как полагается, всегда повернута вверх. Деревья и кустарник отбираются в зависимости от необычности очертаний – наклона ствола или угла, под которым растут ветви.

Мастер собирает эти разрозненные элементы в своем саду и последовательно их располагает. Когда один из них нашел свое место и общая гармония достигнута, очередь доходит до следующей детали. Художник вправе поменять растения или камни местами, чтобы приблизиться к совершенству. Таким образом, японские сады проектируются, «исходя из деталей», а не «по плану художника».

Япония, дизайн сада, камень, дизайнер