Плоскость, объем и символизм

Плоскость, объем и символизм

 

Плоскость и объем

Еще один балансовый элемент, используемый проектировщиками - соотношение между двухмерными, планарными компонентами и трехмерными - объемными. Возможно, такое почтение к плоскости и объему основано на одном из постулатов китайского ландшафтного дизайна - гармонии между инь и янь - водой и горами. Поскольку в Китае придают несколько метафизическое значение такому балансу, соответственно поверхность воды будет восприниматься как символ плоскости, а очертания гор - символ объема.

Японские ландшафтные дизайнеры также используют принцип гармонии планарных и объемных элементов. Наиболее ярким примером здесь является стиль, называемый хира-нива или «нерельефный сад». В этом стиле ключом к успеху будет выбранный восприятие дизайнером плоской поверхности (джибари). Концепция «нерельефного сада» основана на древних традициях ландшафтного проектирования чи-вари, что в буквальном переводе означает «разделять поверхность». Другими словами, принципиальной задачей дизайнера является выбор способа «разделения» рабочей поверхности - площади сада. Сама же горизонтальная плоскость символизирует безмолвие (томэ) и делает весь сад воплощением спокойствия.

Кроме собственно площадки сада дизайнер использует и другие планарные элементы: ограды, стены и живые изгороди. Они могут играть двоякую роль: рамки, очертания сада (тогда все эти детали - не более чем фон) или же они как бы проскальзывают между зрительно едиными элементами: различными посадками и земляными «горами» - в этом случае с помощью изгородей саду придается глубина и законченность.

Двухмерные детали противопоставляются деталям объемным - камням, причудливо подстриженным кустарникам - чтобы создать единую композицию. Этот принцип нигде так полно не реализован, как в садах кэр-сан-суй, в которых валуны и тщательно подстриженные вечнозеленые сорта кустарников и деревьев резко контрастируют с застывшей поверхностью выровненного песка и стенами или изгородями, которые обрамляют сад. Максимальное упрощение элементов сада - до плоскости и объема - перекликается с принципами кубизма, и отчасти, объясняет тот факт, что древние сады, спроектированные в стиле кэр-сан-суй, кажутся нам такими современными.


Плоскость и объем: тщательно подстриженные вечнозеленые сорта кустарников и деревьев резко контрастируют с застывшей поверхностью выровненного песка и стенами или изгородями, которые обрамляют сад.
Иккиу-джи, Киото

Символизм

Помимо эстетической и пространственной стороны, в японском дизайне не последнее место отводится символике. Дизайнеры наполняют свои произведения глубоким смыслом, вплетая в них тонкую нить символов: религиозных, философских, культурных. Но для того, чтобы символизм, вложенный в сад заискрился всеми своими гранями, необходимо, чтобы владелец сада и дизайнер одинаково воспринимали его. В большинстве случаев используемые символы являются неотъемлемой частью общих культурных традиций, и поэтому чаще всего не требуется дополнительного объяснения.
Символизм, по сути, является основным приемом построения японского сада и может выражаться в незримом количестве мелочей. Одно только понимание того, что символы присутствуют везде и всюду, собственно и предполагает восприятие японских садов в качестве метафорического произведения искусства. Осознание этих символов ведет к осознанию глубочайшего смысла, заложенного в процесс создания сада. И хотя эта символика имеет свои корни в жизни общества и философии прошедших веков, а иногда, даже кажется банальной и шаблонной, многое актуально и сейчас.

РЕЛИГИЯ
Религиозная символика в ландшафтном проектировании вполне обычна и включает в себя символы обоих культов - шинто и буддизма - например, триады валунов, символизирующие Будду и его свиту. Использование религиозных символов достигло своего апогея в тех стилях, где внутренние сады стали воплощение идеала, как древние райские сады. Сад, разбитый в Биодо-ин в период позднего Хенян, и воссоздающий Западный рай Амида Будды, осатвляет именно такое впечатление.

БЛАГОПОЛУЧИЕ / ДОЛГАЯ ЖИЗНЬ

Большинство символов счастья сводится к изображению острова/горы Хораи (глее когда-то обитали бессметрные) или сочетание изображений черепашьих и журавлиных островов. Гора Хораи создается с помощью отдельно стоящего валуна необычной формы, помещенного в какой-либо водоем (или в резервуар с песком в так называемых «сухих» садах). Черепаший остров - небольшой курган в воде или песке, обычно обсаженный соснами. С одной стороны кургана помещается камень, похожий на высунутую из воды черепашью голову. Еще четыре камня по краям символизируют лапы черепахи.

Журавлиный остров это тоже курган и тоже обсаженный соснами. Горизонтально ставится вытянутый камень, ассоциирующийся с вытянутой журавлиной шеей, а рельефные распластанные камни по бокам - крылья птицы во время полета.


Образ мифической горы Хораи передан несколькими деталями:
сосной и валуном фанстастической формы.
Рикуги-ен Киото

ЛАНДШАФТНЫЙ ОБРАЗ
Дизайнеры используют некоторую символику и для того, чтобы создать иллюзию расширяющегося пространства в малых садах. Эта техника обычно называется миниатюризацией, но термин в данном случае, не совсем верен. В процессе воссоздания такого пространства не происходит моделирования реального сада, только в меньших размерах. На самом деле некоторые элементы сада использованы так, чтобы передавать ощущение перспективы. В этой целью, например, гряда валунов превращается в горную цепь, а океан воссоздан с помощью пространства, засыпанного белым песком. Одинокая сосна может символизировать источенный ветрами утес, а грядка нарядных камелий - глубину и необъятность прекрасной долины.

УРОКИ ЖИЗНИ

Сады учат нас жизни, открывая ее секреты внимательному наблюдателю. Например, противостояние вечности и секунды бытия может быть передано дизайнером через противостояние сосны и сливового дерева. Сосна, вечнозеленая красавица с ее особенной величественной статью, символизирует стабильность - вечные жизненные ценности. В противоположность ей слива, чье цветение щедро, но мимолетно и исчезает с первым порывом ветра - квинтэссенция временности жизни.

Япония, сад, дизайн, дизайнерское решение