Средневековый сад

Средневековый сад

 

Средневековье установило мост между веками, между падением Римской империи и эпохой Возрождения. Практика садов сохранилась в монастырях, и именно в это время церковь выбирает своим символом закрытый сад. Напротив, цари и поэты предпочли Римский сад, источник земных удовольствий. Эти две метаморфозы – суть средневекового сада.


Тень и забвение

После падения последнего римского императора в Равенне в 476 г. тьма покрывает Европу на многие века. Осталось описание римского сада, сделанное Сидонием Аполлинарием, галло-римским аристократом V века, ставшим епископом Клермона примерно в 470 г. Его сельская вилла, более скромная, чем вилла Плиния, была построена на берегу озера в Оверне. Потом нужно будет ждать три века, когда возродятся такие виллы. Капитуларий Карла Великого включает список из 89 видов растений, которые следует выращивать в садах Империи. Такое ограничение нанесло большой ущерб садоводству. Однако были мастера-садовники, которым удалось увековечить свои знания, передавая их ученикам. Их клиентура набиралась в правящих классах, среди дворян, духовенства, монархов. Традиция загородных садов продолжала существовать. Они будут обнесены оградой защищены от всех опасностей, которые появились после исчезновения стабильности в Римской империи.

Тяга к изысканной сельской жизни, дающей обильные урожаи, радующей глаз своими садами в бывших колониях Римской империи. В Европе в раннем средневековье отмечен регресс во всех областях культуры. Он не щадит ни искусство садоводства, ни сельское хозяйство. Однако благодаря аббатствам и сохранившимся традициям стало возможным их возрождение.


Садоводство в каролингский период

Самые древние источники, которыми мы располагаем, относятся к эпохе Каролингской империи. Садоводческие советники императора — это аббаты могущественных монастырей. Мы знаем, что в Лангедоке аббат из Аниана Бенуа был в контакте со своими немецкими и английскими коллегами, как, например, с Алкуином из Йорка, они обменивались целебными растениями. Этот факт относится примерно к 800 году. Обмен знаниями начинается в это время. Церковные служители, хранители знаний, создают союз, очень зыбкий, но реальный, между прошлым и настоящим. С другой стороны, контакты с исламским миром принесут новые растения с юга Испании и Востока.

Кроме списка Карла Великого, мы располагаем в то же время планом идеального монастыря Сент-Галль в Швейцарии. Три сада представлены в стенах аббатства: сад лекарственных растений около лечебницы; огород с грядками салата-латука, лука, свеклы, моркови и пряных растений; кладбище с фруктовыми деревьями, посаженными шпалерами. Эти утилитарные сады позволяли выращивать розы, лилии и ирисы, символические и душистые цветы. Проекты, каролингские декреты, поэма Валафрида Стабо и садоводческий календарь — произведение монаха Вандельберта де Прума, помогают путем сопоставления фактов составить относительно полную картину эстетических и практических целей садоводства в ту эпоху. В садах Карла Великого разводили те же цветы, что и во времена античности. Первое место среди цветов принадлежало розе, посвященной рыцарской отваге.

Средневековые монастыри служили центром охраны искусства и науки, в том числе садов с огородными и целебными растениями. Их библиотеки были хранилищем произведений античной культуры. Монахи должны были сами обрабатывать огороды, поливая землю собственным потом. Они имели реальное чувство природы, взращенное традицией библейского рая. Когда монахи работали в саду, считалось, что они очищали свои души земным видением потерянного сада.

Швейцарский монах IX века Валафрид Стабо написал поэму, известную под названием Сад или Садик. Нет ничего более трогательного, чем эти наблюдения за мирной, но в то же время напряженной жизнью садовника.

Три вида средневекового сада

В средневековье, кроме развлекательных парков, существовало три вида садов: закрытый сад для отдыха, утилитарный огород и, наконец, участки, обрабатываемые духовенством или женщинами возле их домов, где выращивались целебные растения. В XV веке первый отличался большим разнообразием: закрытый прямоугольный или квадратный участок, лужайка, огороженная решеткой, с аллеями, украшенная фонтаном и приподнятыми газонами цветов, или же декоративный фруктовый сад — все было сделано для того, чтобы восхищаться природой. Там были фруктовые деревья среди цветников, квадратные участки трав и растений, чередующихся в шахматном порядке, а иногда причудливо обрезанный кустарник Декоративный фруктовый сад имел только одну функцию: здесь любовались цветущими фруктовыми деревьями и прогуливались в их тени, часто по берегу пруда или бассейна.

В средневековье существовали ботанические сады, имеющие исламское происхождение, которые послужат образцом для садов эпохи Возрождения. К 1250 г. в Монпелье уже был один такой сад, который входил в состав знаменитой медицинской школы, созданной арабскими врачами Испании.

Растения с ценными целебными свойствами становятся в средневековье основой духов и косметических средств. Цветы также служили, как и в древнем мире, для внутреннего убранства жилищ в виде букетов и гирлянд. В каждом монастыре был сад с целебными травами. Сады кюре, садики «ученых женщин» имели целебные растения, росшие рядом с цветами, фруктовыми деревьями и огородными растениями. Накопленные арабами ботанические знания распространялись и в Европе.

Использованы материалы книги Г.Зюилен  "Все сады мира"