Есть множество нераскрытых зловещих и увлекательных тайн в истории
человечества, не меньше - ненайденных кладов с несметными богатствами. Дело, как
водится, за малым, нужно раскрыть какую-нибудь тайну или найти клад. Пока
что я размышляю, где все это искать. Собственно, где мне уже понятно. Конечно, Италия, еще точнее – город Рим. Потенциальное место, где водится
множество тайн и полно кладов, конечно же, Ватикан.
Для пущей рекогносцировки, сообщаю, больше половины территории Ватикана
(44 га) – сады. Вполне вероятно, что именно там можно найти что-нибудь
интересное. Вообще сады Ватикана начинают свою историю в XIV веке с папы
Николо III, когда папа вернулся из Авиньонского пленения в
Рим. В садах этих помимо редких растений и вековых деревьев, множество
разнообразных построек, всевозможных башен, домиков, смотровых площадок,
не говоря уже о фонтанах. Папы по-разному относились к садам. Но
считается, что настоящий расцвет садов начался в тот момент, когда туда
«переехали» античные скульптуры и начали бить фонтаны. Случилось это в тот
момент, когда Ватикан стал единственным прибежищем понтификов. С тех пор
местные сады превратились в место, где папы разминали свои старые кости,
подставляя свои испещренные морщинами лица свежему ветерку.
Проект Ватиканских садов разработали прославленные художники Антонио
Темпеста, Джованни Маджи и Джанбатиста Фальда.
Собственно, каждого, кто
приходит в сады, поражает стена Леонина. Вообще-то это крепостная стена,
которая защищала Ватикан от нападений и разграблений. Сохранилось всего
два ее фрагмента. Первый, самый древний, примыкает к небольшому дворцу
Зекка. Здесь же находится фонтан Таинств (Fontana del Sacramento) и Башни,
к одной из которых также пристроен грациозный Домик садовника. Другой
сохранившийся фрагмент стены, который был отреставрирован во времена папы Николо V,
находится неподалеку на вершине холма. Эта часть достаточно внушительная,
и включает две величественные круглые башни. В одной из них сегодня
располагается Радио Ватикана. Вторая башня была облюбована Львом XIII,
который пожелал возвести рядом с ней летнюю резиденцию. Собственно, папы
могли по-разному относиться к садам Ватикана. Один отдыхал и размышлял
здесь. А вот Паоло IV дал поручение своему земляку, неополетанцу Пирро
Логорио, соорудить особенную виллу. Пирро Логорио антиквар, художник,
архитектор (именно ему принадлежит прелестный проект садов на вилле Д’Есте
в Тиволи) прекрасно справился с задачей. Этот участок садов считается одним из самых роскошным не только с
архитектурной точки зрения. Здесь в аллеях были установлены статуи,
мозаичные дорожки, колонны, которые «украшали замки античных императоров». Паоло IV
не успел обжить и даже полюбоваться на свою виллу, ее закончили только в
1561 году, при Пие IV Медичи, в честь которого она и получила
свое имя.
Позже многие античные скульптуры были вывезены во Флоренцию, их передали в
дар грандюку (великому графу, то есть) Козимо I. Причиной такой
расточительности стал Пий V, который велел максимально убрать из Ватикана
следы светского искусства, да и светской жизни вообще. Но и этот
«великодушный жест» почти не испортил виллу.
Мария Квакина |