В 20-ти летнем возрасте Фридерик Стовассер сменил свое имя на Фриденсрайх
Хундертвассер. И не напрасно старался. Сегодня это труднопроизносимое
словосочетание известно на весь мир. Это уже не просто name and sur-name
художника, архитектора, дизайнера, мистификатора, фанатика, космополита в
творчестве и по жизни, бродяги и артиста. Хундертвассер - это
эксцентричный стиль имени самого себя.
В свое время Хундертвассер вывел теорию диктатуры окон и их права на
самоопределение. Он говорил о том, что дома с упорядоченными линиями
фасадов подобны концлагерю, что каждое окно-индивидуум имеет право на свою
собственную жизнь. Дома состоят не из стен - это иллюзия, - а из окон.
Начал разрабатывать авторский дизайн фасадов, декларируя экологическую
бескомпромиссность. Вообще взаимоотношения с природой были всегда
чрезвычайно важны для художника, бережно вписывающего свои объекты в ее
мир.
В День Хундертвассера в Вашингтоне (18 ноября 1980 года) на площади
Правосудия посадили первые двенадцать из сотни деревьев, и художник
представил антиядерный плакат, агитировавший за экологию против ядерного
вооружения. "Человек и природа должны жить в гармонии", - декларировал
Хундертвассер. "Я хочу, чтобы меня звали волшебником растительности или
чем-то в этом роде".
«Половина Вены безоговорочно гордится им, вторая половина негодует,
считая, что, если дать автору волю, он порушит старую имперскую
архитектуру, изведет на корню знаменитый стиль бидермайер и застроит
элегантную Вену своими разноцветными пряничными зданиями, смахивающими на
жилища гномов из сказок братьев Гримм. "Хундертвассер - это кич!" - кричат
ненавистники. "Хундертвассер - гений!" - спорят поклонники». «В местечке
Блюмау на юго-востоке Австрии искали нефть, а открыли два минеральных
источника. В этом регионе подобное - не редкость, так что разочарованные
геологи закопали кипящие струи обратно и залили все бетоном. Но местные
власти не желали сдаваться. В Блюмау было решено построить оздоровительный
центр. Как раз незадолго до этого Хундертвассер придумал модель "Катящихся
гор". Ее-то он и воплотил в строительстве термального комплекса. Бад
Блюмау превратился в уникальное произведение искусства. Несколько корпусов
отеля построены в узнаваемой, так любимой некоторыми и ненавидимой
другими, манере. Окошки домиков - как водится, разных размеров и форм -
бессистемной россыпью оживляют и без того забавные фасады. При входе на
территорию отеля стоят три источника - фонтан-трио фаллической формы,
бьющий ключом. Все здания вписаны в причудливый местный ландшафт, поэтому
крыши строений зеленятся травой и кустарниками, дома как бы выбираются
из-под земли, не нарушая естественного покрова. Так работает принцип
гармоничного союза человека с природой, который Хундертвассер проповедует
на словах и реализует на деле».
Сегодня прославившийся семидесятилетний художник всюду появляется в разных
носках и в сопровождении юных подруг, которые часто меняются. Его
энтузиазма хватает на оформление церквей и на дизайн детских центров, на
развитие современного искусства и на заботу об облике города. Он удостоен
Почетной золотой медали города Вены и Почетной золотой медали земли
Штирия, с которой его связывает один из самых громких проектов последних
лет.
Подготовила Юля Легздина.
Использованы материалы Натальи Колесовой, журнал "Культ Личностей", 9/10
1999.
Фото со страниц http://vost-zap.narod.ru/texts/a1.html
http://www.svetlana-and.narod.ru/hwp1.html
|