Барокко: искусство
экспансивного мира
В конце XVI века Галилей, Ньютон и Кеплер трансформируют видение мира и
расшатывают религиозные представления о нём. Дало трещину учение об
ограниченности Вселенной, и человек оказался перед бесконечностью.
Барочное видение движения в пространстве окажет существенное влияние на
архитектуру и садовое искусство. Природа станет рассматриваться под углом
экспансии.
Искусство барокко, родившееся в Риме, является скорее искусством зрелища,
нежели созерцания, скорее искусством иллюзии, нежели реальности. XVII век
— век расточительности. Начиная с 1605 г. обширные «геометрические» парки
разбиваются на вилле Боргезе, 1634 г. — вокруг виллы Дориа-Памфили. Но
римский урбанизм и архитектура величественных соборов породили грандиозные
зрелищные конструкции, мир оптических иллюзий, в котором сад отошел на
второе место. Чтобы найти барочный пейзаж, нужно покинуть Рим и
отправиться во Фраскати, что находится в двадцати пяти километрах южнее.
Эти чудовища принадлежат фантастическому миру
сада Бомарцо (рис. 3), разбитого для Вичи-но Орсони к 1560 г. Неизвестны
имена архитектора и скульптора и даже автора замысла этого языческого
«дьявольского леса». Это загадочное место со скульптурными скалами,
странными животными, божествами, чудовищами, рассеянными по скалистому
склону.
Использованы материалы книги Г.Зюилен "Все сады мира"
|