Многие воспринимают Пратер всего лишь как один из парков развлечений,
но на самом деле Пратер – это нечто большее. Парк этот - такое же
типичное венское изобретение, как кофейни и винные погреба на берегах
Дуная. Одним из ориентиров не только парка, но и всего города стало
знаменитое Колесо обозрения (высота 65 м), увидеть которое можно
практически из любой части австрийской столицы.
Многие называют Пратер Диснейлендом XIV - XIX века.
Те, кто хоть однажды побывал в Вене, так же как и венские жители,
снова и снова стремятся сюда, чтобы окунуться в атмосферу пёстрой
толпы и проникнутся очарованием старых идеалов: в Пратере вы найдете
настоящую карусель с лошадками (построенную в 1840), комнату смеха и
целую аллею с сосисками. Из-за этих сосисок западную часть парка до
сих пор называют Вюрстельпратер или Сосисочный Пратер. Хотя некоторые
гиды утверждают, что название это произошло не от популярного венского
блюда, а от имени Хансвурста, местного Петрушки. В позапрошлом веке в
парке постоянно устраивали уличные представления, а фигурки из этого
народного театра сейчас можно увидеть в Музее Пратера (Prater
Museum), который находится в здании планетария. Идея народных
планетариев также пошла из Вены, а потом распространилась на всю
Центральную Европу, где ни один крупный парк не обходится без этого
незамысловатого аттракциона. В музее также можно увидеть
ностальгические фотографии популярных 200 лет назад развлечений, афиши
выступлений "Семоны, заклинательницы змей", города лилипутов и т.д.
Подобные развлечения были тогда чрезвычайно популярны и Пратер издавна
пользовался славой одного из лучших европейских парков и даже
вдохновлял поэтов и писателей. Еще у Гёте в 1801 году Мефистофель
зовёт Фауста в Вальпургиеву ночь: "Приди же на курган; Там так весело,
как будто бы в Пратере". А например, известный австрийский писатель
Альберт Штифтер писал в своём эссе "Пратер" в 1845 году: "Немногие
города мира могут похвастаться подобным явлением, как мы - Пратером. И
что же такое Пратер, парк? - Нет. Или луг? - Нет. Может, лес? - Тоже
нет. Ну, а, может быть, это сад? - Нет. Или это увеселительное
заведение? - Нет. Так что же это всё-таки такое? А Пратер - всё это
вместе".
Вообще Пратер - означает «луг» и происходит от латинского praterum.
Впервые область, где сейчас находится Венский Пратер, упоминается в
летописи уже в 1162 году, при императоре Фридрихе I. В разное время она
принадлежала монастырям, духовным орденам и общинам, пока Максимилиан II в 1560 году не сделал ее охотничьими угодьями Габсбургов, выкупив
земли у их владельцев. Для простых горожан доступ в Пратер был закрыт,
но императрица Мария-Терезия в 1759 году несколько ослабила запреты и
официально разрешила посещать Главную аллею особо приближенным ко
Двору вельможам (с условием, что гости не должны были причинять вреда
водящейся в лесах дичи). А уже демократичный Иосиф II открыл парк в
1766 году для публики (под возмущенные крики аристократии). Вскоре
Пратер стал популярным местом для гуляний самых разных слоев
населения; многочисленные кабаре принимали посетителей поздним
вечером, развлекали музыкой и танцами. Тогда-то в Пратере и появились
сосиски. И хотя сосиски и кабаре были развлечениями скорее
плебейскими, венская аристократия тоже стала считать Пратер
обязательным местом сбора: по воскресеньям по длинной центральной
аллее взад-вперед катались коляски. В Пратере венские модницы
выгуливали новые наряды, и венское общество собиралось в парке «себя
показать и других посмотреть». Луга и рощицы с двух сторон окружают
Главную аллею, а в тени деревьев прячутся небольшие пруды. Эта аллея
протяженностью 4 км от Пратерштерн до Лустхаус была проложена еще в1537
году при императоре Фердинанде I и с обеих сторон обсажена каштанами
(сенсационной новинкой из Турции). Многие из деревьев сохранились с
тех далеких времен. А в 1791 году даже Моцарт оторвался от
сочинительства, чтобы пойти в Пратер посмотреть на монгольфьер, в
гондоле которого поднялся в воздух Франсуа Бланшар. Кстати веревку
воздушного шара перерезал сам эрцгерцог Франц.
Кстати, уже упоминавшееся Колесо обозрения (Riesenrad) было сооружено
в 1896 году в честь юбилея коронации Франца Иосифа I. Проект
принадлежал британскому военному инженеру Уолтеру Бассету, который к
тому времени прославился сооружением аналогичных (но, увы, не
сохранившихся до наших дней) аттракционов в Париже, Блэкпуле и
Чикаго. Закрытые кабинки похожи на маленькие красные трамвайчики,
скамеек в них нет, а крутится колесо довольно медленно (1 круг - около
10 минут), но все равно поездка на Колесе обозрения – обязательна для
приехавших в Вену. После реконструкции 1944 года из соображений
безопасности на колесе осталось лишь 15 кабинок. Номера кабинок -
только четные (чтобы не было кабинки с номером 13) - 2,4,.. 30. А с
1987 года кабинка номер 30 - стала кабинкой-люкс. В ней можно
проводить праздники, дни рождения и т.д. Атмосфера здесь более чем
солидная - стены красного дерева, гардины в стиле модерн, мраморные
столики и ковры.
На самом деле, в Пратере два колеса обозрения: есть еще и новое,
которое и выше и крутится быстрее, но атмосферу Пратера можно
почувствовать только на старом колесе. Отрадно, что венские власти
вовсю стараются сохранить в Пратере дух старины, из недавних
нововведений в парке появился стилизованный под старину манеж с
каруселью из живых пони. Прелесть венских аттракционов в том, что они
не похожи на современные высокотехнологичные американские горки и
прочие Диснейленды. Оставаясь очаровательным провинциальным городом,
Вена верна старым имперским традициям. Где еще встретишь пони,
карусель и сосиски в одном флаконе? Только в Пратере, - и эта легкая
вульгарность еще один из плюсов в пользу Вены.
Менее цивилизованная и лишенная аттракционов часть парка называется
Грюнерпратер или Зеленый Пратер. Но отсутствие цивилизации не лишает
её очарования. Грюнерпратер – это настоящий лес на берегу Дуная. И
если вы уже вышли из детского возраста, все равно добираться до
Зеленого Пратера веселее всего по Лилипутбану - Миниатюрной железной
дороге, поезд которой останавливается недалеко от колеса обозрения.
Приятная десятиминутная поездка с одной остановкой на пути доставит
вас на два километра вглубь Пратера.
Австрийцы всегда любили праздники. Причём праздники зрелищные, а какой
праздник без фейерверка? Так в 1770 году по распоряжению кайзера
Йозефа Второго в Вену был вызван иноземный мастер Жирандолини. Но уже
через пару лет у Жирандолини появилась серьёзная конкуренция: к
организации зрелищных салютов подключился немецкий мастер Георг
Штувер. На месте современной Штуверштрассе он оградил специальную
лужайку, а для посетителей даже отстроил зрительную трибуну . С 1777
года Штувер по несколько раз в году устраивал на радость жителям и
гостям города фейерверки. Народ ломился на это зрелище, не взирая на
высокую плату и типично автрийскую примету «если Штувер назначил дату
фейерверка, непременно быть в этот день дождю». Штувер устраивал
салюты вплоть до 1879 года. Потом же фейерверки стали устраивать от
случая к случаю, например, к 50-летию кайзера Франца Йозефа или по
окончании турецкой войны 1883 года. Но с начала 20 века организацией
венских фейерверков стала заниматься фирма "Пинто", и салюты в
Пратере проводятся теперь на регулярной основе.
И сейчас Пратер - самое доступное место для жаждущих ностальгических
развлечений. Можно прокатится на карусели, побродить по Центральной
каштановой аллее, отведать сосисок или варёной кукурузы, пострелять в
тире, зайти в комнату смеха и почувствовать себя, наконец, счастливым.
Ведь Пратер - это нескончаемый праздник для всех и каждого.
Арина Морозова |