Восстановление
фруктового сада.
Найти подходящие сорта роз было достаточно сложно в те времена, поскольку
специализированных питомников во Франции было не так уж много. Мари-Соль
обратилась за советом к Пьеру Жуайо, опытному селекционеру и ландшафтному
дизайнеру, который жил неподалеку – в 12 км от замка. Он и стал
руководителем нового проекта, который Мари-Cоль собиралась воплотить в
жизнь. Она хотела спасти разросшийся фруктовый сад, который, как она
прекрасно помнила, всегда назывался chartreuses. Так же называлась
часть сада в замке Канон в Нормандии, который некогда
принадлежал картузианскому монашеском ордену, основанному в Шартре в 11
веке.
До chartreuses в ее поместье можно было добраться, минуя остров. Занимала
эта часть сада 0,5 га. Границами ее были: с трех сторон – внешние стены
имения, высотой 4 метра, построенные из кремового песчаника. На переднем
плане, со стороны острова стены никогда не было. Chartreuses
разделен на пять «комнат», где раньше росли фруктовые деревья. Мари-Соль
помнила урожаи вишни, слив, винограда, яблок, из которых всегда делали
сидр.
Последний главный садовник в Эне, Альбер Амизэ славился своим умением
ухаживать фруктовыми деревьями. Он ушел на пенсию в 60-е годы и с тех пор
сад в имении начал зарастать крапивой, плющом, кленами и бузиной.
Что
скрывалось за аркой
Мари-Соль впервые принялась за фруктовый сад в 80-е годы. Тогда ей
помогала мать. Однажды, занимаясь прополкой в одной из «комнат», они
обнаружили арку, ведущую в соседний «отсек». Арка оказалась первой из
целого арочного комплекса, тянущегося вдоль задней стены и соединяющего «комнаты».
С того момента прошло 8 лет, и Мари-Соль вновь предприняла попытку
осуществить свою давнюю мечту, на этот раз с помощью Пьера. Они выровняли
плодородный слой почвы между арками, что позволило разом восстановить
аллею, соединяющую chartreuses в полновесную композицию. Именно
такой путь предстоял гостям, если они хотели полюбоваться садом, а
изгородь из граба выполняла функции отсутствующей стены.
Все пять разделов сада были спроектированы в том же неуловимо
очаровательном цветовом стиле, что и розарий, но здесь каждая «комната»
хранила свой дух. В первой поселилась смешанная английская клумба во
второй – аккуратно обрезанные фруктовые деревья. Третья была истинным
образцом декоративного сада с тисовым флигелем, Четвертая – средневековым
«травяным» садом. И, наконец, последняя комната открывала своим гостям
классическую французскую узорную клумбу, которая была разбита напротив
деревянной серебристо-голубой решетки ручной работы.
С оглядкой
на историю
Конечно, ни один из разделов не может точно
воспроизвести истинный вид старинного французского фруктового сада 17 века,
но достоверная реконструкция никогда и не была целью Мари-Соль. Причина
здесь очень проста – до нас дошло ничтожно малое количество сведений о
реальных аристократических садах
до 19 века. Вместо этого наша героиня представила посетителям своего
поместья некое подобие моментальной экскурсии по нескольким парковым
стилям. Например, в последней «комнате» Вы можете перенестись в Версаль 17
века, созданный Ле Нотром.
Остальные идеи Мари-Соль и ее помощники
брали из старинных книг, например Les plus excellents bastiments de la
France Жака Андурэ дю Серсо. Именно благодаря этой книге появилась липовая
аллея, обрамляющая «травяной» сад. Мари-Соль также сохранила истинное лицо
сада, используя фруктовые деревья.
Обрезанные яблони и груши переносят нас во фруктовый сад Людовика XIV,
спроектированный в Версале Жаном де ла Кинтити. В центре сада можно
увидеть сводчатую галерею с окантовкой из грушевых деревьев неизвестного
сорта, которые обвивают шесть металлических арок. Весной эта галерея
наполнена цветочным ароматом, осенью – зрелыми
плодами.
С другой стороны галерея окружена отдельно
стоящими фруктовыми деревьями, обрезанными в виде кубков, канделябров,
пирамид, колонн. По стенам тянется шпалерник.
Часть из всего этого великолепия была
куплена уже обрезанной, но Мари-Соль нравиться самой создавать самые
причудливые формы. Ей, например, нравится придавать яблоне форму
многоуровневой спирали, закручивающейся к центру. Дерево обильно
плодоносит, даже если используется хозяйкой только в качестве полигона для
новых форм. Хотя для того, чтобы сделать только один уровень понадобилось
10 лет, а второй еще не закончен.
Следующая красавица, которая еще не обрела свои окончательные формы –
тутовая рощица в декоративном саду. Посажено уже 30 деревьев в шахматном
порядке (квадраты сформированы так, что каждые пять деревьев символизируют,
соответственно, края и центр). Деревья постригают на зиму, а весной на них
образуются маленькие лиственные «леденцы». Так за ними будут ухаживать до
того, как стволы достигнут высоты в 2,5 метра (8 футов), после крона будет
расти свободно, пока не образуется подобие крыши.
Мечты о
будущем
Многие растения в chartreuses требуют обрезки, например,
двухметровые шары филадельфуса, узловатый дубровник, тисовые изгороди. Все
это работа, требующая огромных временных затрат от Мари-Соль, Пьера Лабуро
и многих других людей, которые специально приходят в сад работать. Конечно
выделенные средства помогли в восстановлении сада, ремонте стен,
укреплении берегов канала, но такие вложения не бесконечны. В саду
достаточно много работы, а поток идей не иссякает. Мари-Соль мечтает
привести в порядок остров и тисовый лабиринт перед розарием, и, принимая
во внимание ее целеустремленность, можно не сомневаться, что она найдет
способ осуществить свои планы. Что бы ни было там,
в будущем, она возрождает этот сад и продолжает писать славную историю
Эне-ле-Вей. |
В коллекции Мари-Соль можно легко найти чисто белую розу
Айсберг (Корбин), известную во Франции как Снежная фея.
Здесь же и другая любимица британских садоводов – роза
Проворная Констанс (Останс) с очень ароматными ярко-розовыми цветами.
У необычной Rosa x. odorata “Viridiflora” (низкорослая) цветы зеленого
цвета
Один из упомянутых нами сортов «Бобби Джеймс» способен радовать Вас белыми
ароматными цветами около четырех недель в самом начале лета.
Неприхотливый, хорошо приживающийся сор прекрасно подходит для украшения
стен и деревьев. Цветы, достаточно большие для вьющихся сортов, образуют
соцветия поверх глянцевой, медно-зеленой листвы. |