|
Замок 16 века – лишь дополнение, фон к великолепному саду,
восстановленному по образу и подобию своего предшественника.
Классические узорные клумбы из цветов, посаженных в гравий –
основной элемент стиля, бывшего очень популярным во
Франции на протяжении всего 17 века. Основателем его
считается знаменитый мастер Андрэ ле Нотр. |
Множество летних вечеров может проводить в
своем саду, сидя на перевернутом ведре и планомерно уничтожая
сорняки, Мари-Соль, княгиня Тур д’Овэрнь. Взяв с собой в компанию
спрингер-спаниэля Эндсли, она наслаждается этим моментом и общением
с растениями. Такая работа – именно то, что ей просто необходимо
после тяжелой недели в Париже.
Как председатель Французского общества культурного наследия Мари-Соль
занимается тем, что выискивает средства для сохранения
архитектурного наследия Франции; дома она присматривает за своим
собственным наследством. Она вместе со своими братьями и сестрами
является попечителем замка д’Эне-ле-Вей, расположенного в 280 км к
югу от Парижа в провинции Берри (центральная часть Франции).
Поместье принадлежит ее семье вот уже более 500 лет и имеет богатую
историю. Одним из многих исторический «напоминаний» является
музыкальная шкатулка, подаренная владельцам замка Марией-Антуанеттой
за преданность короне, проявленную во время Великой Французской
революции 1789-1799 годов. |
Сказка
Эне-ле-Вей – один из самых известных замков в долине Луары. Он
представляет собой достаточно внушительную усадьбу, построенную в начале
16 века в границах восьмиугольной крепостной стены, сохранившейся с 13
века. Дополняют картину 9 сторожевых башен и ров, в который поступает вода
и реки Шер. Если перейти мост и войти в крепость, возникает полное
впечатление сказки.
Ощущение усиливается, когда перед глазами открывается огромный (2
гектара) сад, за которым виднеется сам замок. Во время цветения он
источает целую гамму пленительных ароматов и расплывается
светло-голубым, розовым, белым и желтым. Этот современный сад, с его
прямыми линиями, аллеями и симметрией включает в себя множество
значимых деталей – канал, обнесенный стеной фруктовый сад, каменные
беседки, сохранившиеся с 17 века. |
Величественная архитектура, исторический ров в замке д’Эне-ле-Вей (рис. 3)
в настоящее время дополнены такими же величественными садами, разбитыми здесь в последние 20 лет. |
Канал, соединенный со рвом, отделяет
небольшой клочок земли – остров – на котором раньше был разбит
огород. В дальнем конце есть еще одно огороженное пространство,
бывшее раннее фруктовым садом. Сейчас на этом месте – несколько «секторов»,
каждый из которых отражает определенный стиль в садово-парковой
истории Франции (вьющиеся розы, живые изгороди, фруктовые деревья
самых причудливых форм). Еще один новый элемент в саду – розарий,
разбитый перед замком. Входом в это царство ароматов служит
небольшая беседка, увитая светло-кремовой розой «Бобби Джеймс». |
Возрождение сада
Мари-Соль, княгиня Тур д’Овэрнь,
и ее спрингер-спаниель Эндсли
занимаются восстановлением садов в Эне-ле-Вей |
Возрождение сада в Эне-ле-Вей началось 19 лет назад. В то время
поместье было ничем иным, как огромным парковым пространством, плавно
переходящим в пастбище. Кроме того, в 1984 году ураган погубил большинство
деревьев и перед замком образовался пустырь. Это случилось как раз тогда,
когда Мари-Соль заинтересовалась проектированием садов и твердо решила
восстановить сад в своем имении. Она увидела в пронесшемся урагане в
какой-то мере волю провидения и убедила своих братьев и сестер, что
способна превратить пустырь в сад, достойный замка.
Мари-Соль говорит, что замки Франции завоевывали свою славу либо
архитектурным ансамблем,
либо садами. В Эне-ле-Вей
она хотела |
добиться
гармонии этих двух компонентов. Такое решение позволило бы многочисленным
гостям получать истинное удовольствие от визита. Популярность, а,
соответственно, и финансовые вложения, помогут сохранить поместье для
следующих поколений. То, что она хотела создать, было не просто фоном
замка. Идея состояла в то, чтобы отразить все ее увлечение садом, всю ее
привязанность к земле, с которой связано множество трогательных
воспоминаний. Мари-Соль сначала принялась за розарий, который должен был
хранить память о ее матери Жанне де Кольбер, чьей истинной страстью были
розы. Отец Мари-Соль, Жеро д’Алиньи, также был «увековечен». Памятником
ему стала грабовая беседка, где иногда очень хочется посидеть и почитать
его стихи. В самом же розарии благоухают очерченные лавандой клумбы с
пепельно-голубой Perovskia atriplidfolia, белой Centranthus и еще с двумя
сотнями старинных французских сортов роз. В 80-е годы, когда Мари-Соль
только начинала коллекционировать сорта, эти розы были непопулярны и даже
находились на грани исчезновения. Многие садоводы предпочитали новые виды,
но наша героиня осталась верна великолепному аромату старинных цветов. Она
надеялась возродить интерес к ним, сажая их в своем имении, причем как
кустарниковые, так и вьющиеся виды. Она подтверждала некий «исторический
уклон», присущий коллекции, пополняя ее сортами, названия которых
ассоциировались с прошлым. Например, достойное место здесь занимает яркая
пурпурная роза Кардинал де Ришелье или светло-вишневая Королевская роза.
Но, несомненно, гордостью розария является роза Кольбер, выведенная в 1989
году в Дельбаре, главном питомнике региона Оврэнь, специально для этого
сада. У этой розы лепестки белые, покрытые мелкими розовыми точечками. А
свое название цветок получил от предка Мари-Соль Жана-Батиста Кольбера
(1619-1683) – влиятельнейшего политического деятеля при дворе Людовика XIV. |
далее
>>
|
|