Королевский дворец Касерта. Часть 2.

Королевский дворец Касерта. Часть 2.

 
 

Часть 1

Дворец обладает прямоугольной планировкой - 247х184 м. Четыре стороны соединяются двумя прямыми перекрытиями, образующими четыре внутренних двора, каждый площадью более 3800 м².

За фасадами нескольких сочетающихся внешних строений, стоящих по сторонам огромного внешнего двора, беспорядочно располагаются здания, возведенные для повседневного использования. Слева находится полукруглое здание, построенное как казармы. Во время Второй мировой войны оно использовалось как госпиталь для солдат 5-й армии США.

 

Среди всех королевских резиденций, вдохновленных Версальским дворцом, дворец Касерта - единственный, обладающий огромным сходством с оригиналом: непрерывное очертание балюстрады на фоне неба, небольшой промежуток, появившийся благодаря павильонам, в длинном, несколько однообразном фасаде. Как и в Версале, потребовался большой акведук для доставки воды для удивительных фонтанов. Как и его французский предшественник, дворец был создан как оплот абсолютной монархии Бурбонов в подлинном стиле барокко. Солецизм в Касерте заключается в том, что под piano reale, королевским этажом, существует еще один этаж, не менее великолепный и ценный с архитектурной точки зрения. Анфилады салонов эпохи позднего барокко были сердцем дворца и местом заседаний правительства.

 

Дворец также стал подходящим вместилищем для королевской семьи и двора Королевства Неаполя; во дворце располагались кабинеты правительственных чиновников, национальная библиотека, университет, национальный театр - и все это вдали от беспорядка и запущенности Неаполя. Таким образом, и король Неаполя, находясь в Касерте, был вдали от черни и интриг своей столицы, точно также как Людовик XIV, находясь в Версале, был свободен от Парижа. Кроме размера и грандиозности дворца, его преимуществом было то, что он был удален от моря и, следовательно, более защищен по сравнению со старым Королевским дворцом в Неаполе, который находился напротив бухты Неаполя и был уязвим для атак с моря. Чтобы еще больше защитить короля, на территории дворца располагались казармы.

 

Широкий центральный въезд во дворец сегодня стал частью автодорожной сети города.

Парк, типичный пример протяженных формальных аллей эпохи барокко, занимает 120 гектаров, в основном, на холмистой местности. Отправной точкой его создания послужил Версальский парк, но общепризнанно, что он превзошел его по красоте. Парк начинается от заднего фасада дворца, идет вдоль длинной аллеи с фонтанами и каскадами. В верхней его части находится английский сад, созданный в 1780-х годах Карло Ванвителли и садовником-дизайнером из Лондона Джоном Грэфером, которого г-н Джозеф Бэнкс рекомендовал г-ну Уильяму Гамильтону. Это ранний "континентальный" пример английского парка.

 

Парк разделен на три части: первая расположена за дворцом, изначально она была цветником, но со временем стала простой зеленой лужайкой, которую пересекают прямые белые дорожки. Ее левая часть - "старый лес", она названа так потому, что здесь до постройки дворца были леса. Справа - луг, окаймленный деревьями. Вторая часть тянется до подножия водопада, где возвышаются покрытые лесом холмы Бриано. Основным элементом парка являются водоемы и фонтаны, сооруженные под руководством Карло Ванвителли. Третья часть, которая не являлась частью первоначальной планировки, включает в себя Английский сад.

 

В соответствии с замыслом Ванвителли, парк королевского дворца должен был производить не меньшее впечатление, чем сам дворец. Он изучал проекты своих французских, голландских и немецких коллег, он хорошо знал парки и сады Версаля, Фонтенбло и Тюильри; он спланировал бульвар длиной три километра, ведущий от королевского дворца к водопаду, обсаженный дубами, широкие луга, окруженные лесами, растения, образующие квадратные клумбы, и широкие полосы воды. Но по финансовым соображениям от этой идеи пришлось отказаться, и сады были разделены на две части.

окончание