"Японская школа "Согецу"

 

В школе "Согэцу" дипломированные ученики вместе с учительским одобрением получают так называемое второе "цветочное" имя (flower name). О истории и традициях школы рассказывает ее ученик Рихард Текиму (вещая свирель).

"Один из принципов школы "Согецу" - отсутствие границ между интерьером и экстерьером. Композиции "согецу", в отличие от традиционной икэбана, могут существовать в любом месте, будь то открытое пространство сада или города, интерьер офиса, жилого дома или универмага. Три измерения пространства здесь едины, и их можно освоить с помощью принципов икэбана.

Школа Согецу была создана в 1927 году японским художником-авангардистом, потомственным мастером икэбана Софу Тэсигахара. "Таймс" назвала этого человека "Пикассо цветов". Можно сказать,что в своей школе он сломал все каноны традиционного преподавания икэбана. Он первым стал делать масштабные динамические инсталляции, основанные на принципах икэбана, и применять необычные материалы, свет и звук для создания композиций. Учение Софу наследовал его сын Хироси, художник и кинорежиссер, член кружка японских сюрреалистов. Композиции из бамбука, которые делал Хироси Тэсигахара, получили название Land Art, что приближает эти работы к ландшафтному дизайну в современном его понимании.

Японский метод преподавания в школе "Согецу" специфичен - ученику ничего не объясняют, не дают никаких готовых шаблонов и формул. Методика построена на последовательной отработке 80 форм взаиморасположения трех основных элементов - неба, человека и земли - в низкой и высокой вазе. Человек работает с пространством, символами, образами, цветами, материалами, красками, звуками. Вариантов форм возникает множество - меняются углы, положение элементов относительно друг друга. Это напоминает японское искусство владения мечом - выпады, перемещения, уклонения идентичны основным "диаграммам" икэбана. Каждая из композиций является неким афоризмом, филосовским принципом, который можно расшифровать через переживание. Чтобы построить или понять композицию икэбана, нужно "вжиться" в нее - поговорить с цветком, даже стать им. На словах философия этого искусства недоступна.

Обучение в школе делится на четыре ступени. В процессе их прохождения ученик выполняет композиции, которые фотографируются и отправляются для оценки непосредственно в Токио, где нынешний глава японской школы Иемото решает, можно ли присудить за работу соответствующий сертификат или диплом об окончании школы. Навыки, полученные при обучении, можно с успехом использовать в профессиональной декораторской и оформительской деятельности.

Подготовила Юля Легздина. Фото автора.