Кто такая Фрида?

Кто такая Фрида?

 

Кто такая Фрида?

 

  В Москве, в галерее “Дом Нащекина ”(Воротниковский переулок дом 12) проходит выставка мексиканской художницы Фриды Кало (1907г.-1954г.). Большую часть ее картин составляют автопортреты, в которых сюрреализм смешивается с символикой индейской мифологии доиспанского периода. Яркие цвета, отсутствие перспективы, четкие силуэты, изображения птиц и животных, все это говорит о сильном влиянии на художницу мексиканского искусства.
Фрида ощущала себя наследницей древней культуры – всевозможные национальные костюмы, ожерелья, серьги, браслеты с ацтекскими символами, сложные мексиканские прически с цветами и разноцветными шнурами присутствуют не только на картинах – это стиль ее жизни. В один из приездов художницы в Париж ее стиль так поразил местных кутюрье, что был устроен показ коллекции одежды, в основу которой был положен “стиль Фриды” и манекенщицы выходили на подиум с мексиканскими прическами и брови у них сходились на переносице.

  Такие гиганты как Сальвадор Дали, Василий Кандинский, Пабло Пикассо относились к Фриде с большим уважением. Пикассо даже подарил ей сюрреалистическую серьгу в виде кисти руки как высший знак своего восхищения.
Показателем всемирного признания Фриды Кало может служить и то, что цена на ее картины постоянно растет – так в 1979 году на одном из аукционов картина “Древо надежды” была продана за 15 тысяч долларов. Два десятилетия спустя маленький автопортрет художницы был куплен уже за 200 тысяч долларов, но все рекорды побил ее “Автопортрет с обезьянкой и попугаем”. Эта картина была приобретена неизвестным коллекционером на аукционе “Сотбис” в Нью-йорке за 5 миллионов долларов. Кстати, еще в конце 30-х годов одну из ее картин купил Лувр – это было первое произведение мексиканского автора, попавшее во всемирно известный музей в ХХ веке.

  Яркая, сильная личность Фриды Кало, неповторимая своеобразность поведения, стиль жизни, который отражал ее внутренний мир, магнетизм присущий ей притягивали к ней людей. Многие знаменитости того времени почитали за честь быть гостями в ее “Голубом доме” в Койаокане – самом богемном районе Мехико. Неординарность судьбы и личности Фриды привели даже к возникновению религии – так называемого Калоизма, адепты которой почитают за бога Фриду Кало и отмечают как религиозные праздники все события ее жизни.

  Жизнь Фриды Кало трагична и незаурядна. В возрасте шести лет она перенесла полиомелит, в семнадцать лет попала в автокатастрофу и получила тяжелые травмы, последствия которых преследовали ее всю жизнь – тридцать операций и постоянные боли – такова одна из сторон жизни Фриды.

  Во время учебы в престижной подготовительной школе в Мехико Фрида знакомится с известным Мексиканским художником-монументалистом Диего Риверой (к этому времени она уже пробует себя в живописи) и в 22 года выходит за него замуж. Диего старше своей жены на двадцать лет. Вся личная жизнь Фриды это непростые взаимоотношения с мужем, что находит отражение в ее картинах. Взаимные измены причиняют обоим боль и страдания, супруги то расходятся, то вновь сходятся и при этом они – “часть духовного пейзажа Мексики” по словам историка Луиса Кардоза.

Одной из сторон личности Фриды является ее увлечение коммунистическими идеями и как следствие в картинах присутствует коммунистическая символика. Среди ее романтических увлечений был Лев Троцкий, который, скрываясь от Сталина, нашел приют в доме Диего Риверы.

  “Фрида Кало – один из наиболее оригинальных художников своего времени – целая серия шедевров, каких еще не знала история живописи, картин, воспевающих стойкость перед лицом жестокости, душевных и телесных мук”. Так писал о Фриде Диего Ривера.

  Умерла Фрида Кало в возрасте сорока семи лет. На последней своей прижизненной выставке она смогла присутствовать только лежа на специально установленном для нее ложе – шутила, принимала поздравления, пила шампанское. В настоящее время в ее “Голубом доме” музей, через который проходят тысячи посетителей, это одна из достопримечательностей Мексики. О Фриде написаны книги, ее жизнь послужила сценарием к фильму, снятому в 2002 году режиссером Джули Теймор, который сейчас идет в кинотеатрах Москвы.

Подготовила Надежда Гришанова.