Юбилейные выставки отечественных архитекторов - Ивана Леонидова и Дмитрия Чечулина

Юбилейные выставки отечественных архитекторов - Ивана Леонидова и Дмитрия Чечулина

 

К столетию со дня рождения известных отечественных архитекторов Ивана Леонидова и Дмитрия Чечулина в Музее архитектуры имени А. В. Щусева (Москва, ул. Воздвиженка, 5) представлены экспозиции их работ. Личности и творчество художников диаметрально противоположны: один - непризнанный гений, второй - мэтр идеологического строительства. У одного - ворох эскизов и единственный воплощенный в жизнь проект, у другого - ленинская премия и десятки известных и реально существующих творений. Первый мечтал о солнце, второй - господствовал.

В городе будущего.
Архитектор Иван Леонидов мечтал о "Городе Солнца", где "искусствами и науками занимаются миллионы, и невиданный расцвет облагораживает мир". Проектируя в 1930 году жилой комплекс при Магнитогорском комбинате, он писал: "Жилье мыслится не в виде каменных мешков-гостиниц с шумными коридорами, где лишенные света, индивидуального отдыха, оторванные от природы проживают тысячи людей, а как жилье, где личность не теряется в тысяче. Жилье, окруженное садами, спортивными площадками и бассейнами, исключающее необходимость домов отдыха вне города". Его гиперфантастические архитектурные объекты скоро становятся широко известны. Это конкурсный проект зданий Наркомтяжпрома на Красной площади (1934 год), проект Клуба нового социального типа (1928 год), проект Дворца культуры Пролетарского района (1930 год), проект института Ленина на пролетарских горах, проект Монумента первому спутнику с картами звездного неба. И, конечно, проекты зданий и улиц Города Солнца (1943 - 1959 года), как главной идеи архитектора. Формы зданий и павильонов, придуманные Леонидовым, поражают смелостью и новаторством даже сейчас, в XXI веке, то есть спустя почти семьдесят лет с момента их воплощения на бумаге. Любимые темы смелого мастера, основоположника архитектуры XX и XXI века, - супрематические образы. Это прозрачные стеклянные сферы, удерживаемые непременным обилием пересекающихся линий-тросов, пирамиды-треугольники, с зависшими над ними овалами дирижаблей, стремящиеся ввысь узкие колоссы-прямоугольники, испещренные сеткой ячеек-сот. В проекте Города Солнца Леонидов создает утопический макет будущего. Здесь нереальные и "оплывающие" мягкие формы зданий-сталактитов соседствуют с жесткой геометрией высоченных "небоскребов". Сам Ле Корбюзье попал под обаяние творчества Ивана Леонидова. А на родине выдающегося художника сначала хвалили, а затем изолировали от греха подальше. Из всех его грандиозных проектов был осуществлен только один - самый скромный - лестница на склоне холма в Кисловодске. Немногое сохранилось и в архиве Леонидова: обрывки чертежей, потемневшие фанерные доски с эскизами и набросками, дневниковые записи и статьи. Его недолгая жизнь (9.02.1902 - 6.11.1959) - это трагедия человека, намного опередившего свое время. Однако проекты Ивана Леонидова, пронизанные уникальной художественной интуицией, несомненно, еще будут востребованы.

На виду у москвичей.
Кто не знает, как выглядит "Белый Дом" российского правительства? Кто никогда не видел высотку на Котельнической набережной? Студент из Зимбабве - возможно, но не россиянин и, уж тем более, не москвич. А проектировал эти и многие другие известные московские здания и объекты советский архитектор Дмитрий Чечулин. Его стиль воплотил в себя весь пафос сталинизма, с его основными приметами - монументализм, тяжеловесность и внушительность форм. Глядя на подобные крупномасштабные объекты, ясно представляешь, что человек, по сравнению с величием зданий, - мелочь, винтик, песчинка. Но как бы там ни было, именно Чечулину мы обязаны появлением в столице семи высотных зданий, до сих пор ценимыми за "приближенность к императору". Гостиница "Россия"; ансамбль площади Маяковского (ныне - Триумфальная) - гостиница "Пекин", концертный зал имени Чайковского, здание кинотеатра "Москва"; Библиотека иностранной литературы; жилые здания на Ленинском и Кутузовском проспекте; некоторые павильоны ВДНХ; уже несуществующий плавательный бассейн "Москва"; вестибюли станций метро "Киевская" - филевская, "Комсомольская" - радиальная, Динамо и многие другие объекты - все это детища Чечулина. Дмитрий Николаевич - из первого поколения советских архитекторов, получивших образование после 1917 года. "Необходимость компромиссов миновала это поколение - догмы социальной идеологии были для них естественной средой обитания". Объективно оценить творчество архитектора пока трудно, оно вызывает разную реакцию как у профессионалов, так и у обывателей. Зато постройки Чечулина всегда на виду.

Легздина Юлия.