Сады эпохи возрождения

Сады эпохи возрождения

 

Для Петрарки сад был прекрасным местом поэтического творчества, где витал дух античности. Его собственный сад, правда, не был столь удачным, но он открыл путь возрождению садоводческого искусства. Итальянские гуманисты XV века, стремились возродить эстетический и интеллектуальный идеал античности. Они видели возвышенное только в прошлом.

Альберти и классическая гармония

В Греции и Риме сад играл большую роль в жизни философов и поэтов, образованных граждан и государственных деятелей. В Италии в эпоху Возрождения этот сад возьмут за образец. Сад Лоренцо Медичи близ монастыря Сан Марко, где была собрана великолепная коллекция античных скульптур, был задуман как приют и место работы скульпторов. На вилле Кареджи Флорентийская Академия собиралась вокруг неоплатониста Марсилио Фичино (1443-1499). Обе группы считали образцом для подражания произведения ученого, архитектора, теоретика искусства флорентийца Леона Баттиста Альберти (1404-1472), трактат которого De re aedificatoria, напечатанный в 1485 г., был посвящен изучению античного наследия. В нем выражалась уверенность, разделяемая Плинием Младшим и Витрувием, что красота - результат гармонии. Произведение Альберти описывает идеальную сельскую виллу, где можно в полном объеме воспользоваться всеми удовольствиями, которые представляет госпожа Природа. Это идеальное место для созерцания. Прототип сада - римский сад, засаженный буком разбит на склоне горы, откуда можно любоваться чудесным видом. Сад должен был быть окружен стенами, но благодаря склону, вид вдаль на подступах к дому ничто не загораживает. Идеал Альберти - гармония виллы, сада и природы.

Рим и сад Ренессанса

Дворец Питти во Флоренции, каким он был в XV веке Возрождая сады, Флоренция подготовила расцвет искусства. Риму предстояло дать решительный импульс его развитию. Величественные архитектурные сооружения, посадка деревьев по плану, массовое использование деревьев стойких пород, которые будут отличать итальянский сад до конца XVIII века, - все это пришло из Флоренции. Но эти характерные черты будут приняты, закреплены и доведены до полного расцвета в окрестностях Рима. С начала XV века созданию садов благоприятствовало увлечение дачной жизнью на вилле, центре общественной жизни за городом. Рим был в руинах, когда папа Мартин V Колонна вступил в него 30 сентября 1420 г. С этого момента началось возрождение города. Но пройдут десятилетия, прежде чем он оправится от разрушения и опустошения. Первым известным просвещенным папой XV века был Николай V. Частое пребывание во Флоренции привело его к контактам с кружками гуманистов. Под их влиянием папский двор станет центром просвещения. И нет ничего удивительного в том, что Николай V явился основателем библиотеки Ватикана. Это были также годы новых открытий «произведений искусства древности», которые рассматривались как источник вдохновения и изучения.


Сады пап и кардиналов

Тосканские дворцы имитировали римские виллы, следуя советам Альберти, этого «гармоничного человека» эпохи Возрождения. Сады были разбиты по прямым линиям, отмеченным деревьями и галереями, увитыми многолетними растениями; они стали местом всяческих развлечений, удовольствий, в том числе и обмена мыслями между гуманистами. Папа Юлий II, который станет одним из самых крупных строителей Рима, перед тем как подняться на папский трон в 1503 г., уже имел сад, не сохранившийся до нашего времени. Он был разбит для демонстрации большой папской коллекции произведений древности, в частности Аполлона Бельведерского. Потом папа перенес свои сокровища в Бельведер, на виллу, построенную Иннокентием VIII (1432-1492), и ему пришла в голову мысль соединить ее с дворцом Ватикана большим садом. Чтобы осуществить этот проект, папа выбрал архитектора Донато Браманте (1444-1514), монументальный проект которого для двора Бельведера был революционным этапом в истории архитектуры садов. Вилла Мадама - первая вилла Ренессанса, построенная за пределами Рима. Она предназначалась для тосканского кардинала Юлия Медичи. Возможно, под влиянием внутреннего убранства семейной виллы Фьезоле между 1516 и 1520 гг. она была расписана Рафаэлем и Джованни да Удине. Вилла Мадама стала возрождением античной римской виллы. Фундамент для нее был создан с помощью земляных насыпей на холме, откуда открывался прекрасный вид на Рим. Архитектурный замысел, величественный и элегантный, находился в тесной взаимосвязи с местным ландшафтом: окружающая природа полностью и органично входила в него. Другие сады будут в дальнейшем устроены по образцу этого незавершенного шедевра.

Использованы материалы книги Г.Зюилен "Все сады мира"

история