Метафизические сфинксы Шемякина

Метафизические сфинксы Шемякина

 

Среди великих творений Санкт-Петербурга, значение которых усилено временной отдаленностью от нас, есть два памятника, созданные нашим современником – Михаилом Шемякиным, и они занимают вполне достойное место рядом с шедеврами прошлого.

Один из них – памятник жертвам репрессий, установленный в 1995 г. – «Метафизические сфинксы». В Петербурге это третья пара сфинксов – два напротив Академии художеств с лицом фараона Аменофиса III, установлены в 1832г. при Николае I. Другая пара на набережной Невы – две Ши-Цзы (скульптуры из китайской мифологии – сфинкс с туловищем льва и головой женщины) – свидетели всех революций. И теперь шемякинские Ши-Цзы - памятник жертвам этих революций. Два сфинкса друг напротив друга, смотрят друг другу в глаза, у одного живое лицо, у другого вместо лица череп. С необычайной и вполне узнаваемой шемякинской пластикой сделаны эти сфинксы. Поражает не только высочайшее мастерство скульптора, но и сама идея памятника. Так уместны эти сфинксы в Петербурге и так уместен этот метафизический символ по отношению к тому времени, когда половина страны жила по официальной версии в обычном “счастливом мире”, а другая половина мучилась и погибала в каком-то безумном кошмаре, в безвестии и тайне, не понятно за что. И многие из этой “счастливой “половины даже не подозревали о существовании второй – Архипелага ГУЛАГ.

Второй памятник, установлен в 1991г. В Петропавловской крепости. Это памятник Петру I, причем не Петру триумфатору, новатору и благодетелю России, такой образ Петра нам навязывается последнее время, а Петру, который еще и «…душил своими костлявыми руками и сына и Россию, ту, которая строила Петербург: Петр не только оживлял Невские берега, он их мостил мертвыми, которые погибали здесь на стройках…» (из выступления Дмитрия Лихачева на открытии памятника жертвам репрессий). Эта скульптура выглядит необычно, нам странно видеть такого Петра. Скульптор представляет его как бы без маски, без привычных атрибутов величия, но в лице мы чувствуем мощь и властность.

Может быть, пройдет время и нашего современника – великолепного художника и скульптора Михаила Шемякина назовут гениальным.

Фото из каталога к выставке М.Шемякина в Галерее “Дом Нащекина”.
Текст – Надежда Гришанова.

Санкт-Петербург, скульптура