Грот
В Древней Греции источники, бьющие в
горных пещерах, чаще всего становились священными местами, считалось, что
это убежище богов, нимф и прочих мифических существ. Именно поэтому грот
вскоре приобретает символическое значение, становится одним из самых
любимых элементов в саду. Гротам придавался скрытый смысл, а внутреннее
убранство зачастую было очень необычным. Изначальная грубость влажной
горной пещеры, каменные стены с постоянно стекающей водой воспроизводились
в европейских садах веками, украшались множеством слегка фантастических
элементов. Из грубых жилищ они превратились в места чистой фантазии:
сводчатые потолки с прозрачными сталактитами, необработанные стены
становились скульптурами, высеченные фигуры животных помещались в ниши, а
бесконечная вода была представлена здесь в бесчисленных вариациях - в виде
тайного источника, удивляющего посетителей своей незаметностью или в виде
ручья, стекающего в небольшой водоем. В большинстве итальянских садов грот
присутствовал как неотъемлемая часть панорамы, как возможность подчеркнуть
ее протяженность. В европейских странах очень любили показать вид,
очаровать близостью природы, а грот стал символом этого восхищения
ландшафтом, перешедшего и в девятнадцатый век. Самые живописные примеры
модно встретить во французских классических садах, немецких садах и
английских ландшафтах 18 века.
Маскарон
Маскарон
(стенная маска) - небольшой декоративных
элемент, иногда только архитектурный, украшающий замковый камень арки или
дверного проема, или же созданный с помощью воды, если используется в
фонтанах, каскадах или стенах. В последнем случае рот маски - исток
небольшого ручейка. Такие маски были очень популярный в маньеристских
садах и в европейских садах семнадцатого-восемнадцатого веков. В небольших
современных садах маскарон, пожалуй, самое удачное средство «поставки»
воды. Причем как в восходящих элементах, так и в нисходящих.
Убежища нимф
Такие убежища появились в садах еще во
времена Древней Греции и Рима, как архитектурное прославление их
мифических обитательниц. Они были спроектированы как комнаты, объединенные
террасой, или же обособленные. Они богато украшались колоннами,
скульптурами и другими архитектурными деталями. Вся картина завершалась
уединенным местом в центре композиции или апсидой с небольшим фонтанчиком.
Водяные струи
Водяные струи - своеобразная
альтернатива фонтану, разница заключается лишь в том, что вода из такого
рукава вытекает, а не «выбрасывается» под давлением. Вода доставлялась
именно таким образом в самых ранних фонтанах в садах Египта и Месопотамии.
В садах по всему миру влага доставлялась по трубам к водоемам и каналам.
Возможно, самой живописной композицией, выполненной в этой технике,
остаются головы дельфинов в замковом парке Куранс.
Водяная лестница
Водяная лестница - разновидность
каскада, где поток воды принимает форму ступенек. Такие композиции
прекрасно подходили для итальянских садов, спроектированных по нисходящей.
Прекрасный образец находится на Вилла Альдобрандини и Вилла Гарцони.
Правда, самые впечатляющие водяные лестницы были возведены во французских
классических садах, например, в Со. Один из выдающихся образцов -
восстановленные «речные пороги» в замке Вилетт.
Водный театр
Театры как архитектурный элемент были
очень популярны в итальянских садах эпохи Возрождения, самые известные из
них сохранились на Вилла Марлиа и Изола Белла. На Вилла Альдобрандини вода
создает живописнейший эффект водного театра, высеченного в несущей стене
сада. Стена богато украшена: арочные ниши, где расположены красивейшие
скульптуры и выведены фонтаны. В центре - фигура атланта, вода стекает с
поддерживаемого им земного шара и бьет из фонтана чуть вверху на стене.
На фото:
15. Стенная маска как фонтан на Вилла Реале, Кастелло
Водяные струи могут появляться изо рта разных существ - настоящих или
мифических:
Кляйн-Гринике (17),Куранс (18), Вилла Реале (19).
20. Водяная лестница в Нолкер Холл, Кумбрия
21. Фигура атланта - архитектурная доминанта в водном саду на Вилла
Альдобрандини
Ссылки по теме:
Мавританские водные сады