Ландшафтный дизайн - новости, обзоры, события



Фонтаны
 


 

  Количество фонтанов, которые можно соорудить в наших садах, огромно. Здесь мы достаточно сжато затронем основные направления «фонтанного дела». Большинство классических фонтанов имеют в качестве прародителя какой-либо стиль, присущий определенной исторической эпохе. Вот некоторые из них.

Персидские сады

  Персидские сады обычно появлялись на каменистых плато, которые в великом множестве разбросаны по Персидской империи. Вода здесь была бесценным сокровищем. Это отразилось и в традиционном персидском саду, основными компонентами которого были четыре «сущности»: вода для орошения, собственно расположение растений и деревьев для спокойствия и защиты от солнца, цветы для ароматов и яркости, музыка для ублажения слуха. Это образ появлялся во многих странах от Персии до Испании – на старинных коврах, в живописных миниатюрах – круг, поделенный каналами на четыре самостоятельные части (Рис.1 - План садов Тадж-Махала). На пересечении каналов обычно располагался небольшой прудик или холм с беседкой.
  Под влиянием персидских традиций долгое время находились арабы, которые наводнили Персию. Кочевники по природе, арабы все время находились в поисках источника воды в Аравийской пустыне, путешествуя из одного оазиса в другой. У них не было совершенной и развитой культуры, подобной персидской. Арабы развили персидский парковый стиль в двух принципиально разных направлениях: стиль мугулов (тюрок) , наиболее ярко проявившийся в Долине Кашмира и мавританский стиль. В последнем наиболее известный пример – сады в Гранаде.

А. Тюркский сад.
  Этот стиль развивался во время экспансии арабов в Северной Индии. Необыкновенная красота этих садов требует большого количества воды, и тюркские садовники пытались использовать это по максимуму, что безусловно казалось арабам расточительным – ведь они жили отнюдь не в благодатных землях.

  В Шамалар Багхин в Кашмире (Рис.2) у подножия Гималаев, персидская садовая традиция, основанная на экономном расходовании воды была сломана. Здесь повсюду торжество влаги, а сами тюрки создавали сады, где "вода помогает достичь новых высот изобретательности". В пределах каждого сада различные настроения были продиктованы изменениями в трактовке роли воды, редко достигаемой гармонией или движением, противостоящим с покоем. Такой контраст достигается сложным взаимодействием звука, света и тени.
  Эти сложные и вычурные сады использовали обильные источники, спускающиеся к подножию Гималаев, направляя их в водоемы, ручьи, водопады и беседки. Они были настолько искушенными в управлении водной стихией, что даже изобрели разновидность водопада – чадар. (Рис.3) Для его постройки выбирали такое место, чтобы подчеркнуть игру солнечного света на поверхности воды и этот эффект был особенно ярким, если смотреть на водопад с определенного места.
  Мастера садового искусства использовали и огромные объемы «неподвижной» воды. Интересно отметить, что через два года после завершения строительства Тадж Махала (выдающийся пример тюркского сада) и огромного зеркального пруда, в 1654 году, знаменитый Ле Нотр впервые использовал в центре своих парков водоем, спроектированный так, чтобы отражать весь фасад здания (в данном случае – замка), вероятно подражая тюркским мастерам.

Б. Мавританский сад.
  На западе арабы, попав под персидское влияние, ваяли мавританские сады Гранады в Южной Испании. Чтобы придать этим садам очарование они использовали оросительные системы, построенные еще римлянами. Но, несмотря на все водное великолепие вертикальные фонтаны все-таки выдержаны в стиле утонченной скромности, как например в Дворе каналов в смешанных садах Гранады. (Рис. 4)
  Не так сложно понять преклонение кочевников перед водой как одной из высших ценностей. Такая культурная основа сближает творения арабских мастеров ландшафта с китайскими и японскими, где сад создавался как место для медитации и «личной роскоши», а не как общественное достояние, что было характерно для греков и римлян.
  В исламских садах и фонтанах модно выделить две основные особенности. Прежде всего фонтаны никогда не несли в себе отпечаток людской сущности, образ, встававший перед художником никогда не связывался с человеком или его телесной красотой, поскольку Коран запрещает изображать обнаженное тело. Кроме того, проектировщики были более сдержаны в оценке количества используемой воды (если не считать некоторых тюркских садов), хотя и эта сдержанность всегда находилась в балансе с чувством эстетической «полноты», самодостаточности сада.
  Они соединяли в стремлении к должному орошению каналы, бассейны и фонтаны, создавали прохладу, смешанную с тончайшими ароматами на самой раскаленной и враждебной земле. Питьевые фонтанчики, где водная струя едва поднимается над поверхностью, представляют лучший пример этой полной благоговения умеренности. Бассейны фонтанов были спроектированы так, чтобы быть всегда полными до краев. Именно такое их предназначение объясняло сложную систему каналов в которые стекала вода. Бассейны обычно украшались узорами в виде лотоса, что зрительно расширяло их объем.
Фонтаны в исламских садах практически всегда располагались близко к земле, иногда даже едва поднимаясь над уровнем окружающего пейзажа. Они должны были охлаждать атмосферу вокруг себя с помощью испаряемой влаги, и эта достаточно обыденная функция прекрасно в них сочеталась с религиозным предназначением. (Рис. 5 - Фонтан в Исмали Центр, Лондон)
  Искусники мавританского стиля также активно использовали воду в других элементах сада, например, аккуратно направляя живительную влагу по каналам в чисто оросительных целях, когда ее «украшенческий» потенциал был исчерпан. Эта характерная стилевая черта, к сожалению отсутствовала в Италии эпохи Возрождения и несколько позже, где вода, стекающая к подножиям холмов, использовалась расточительно.

Западные сады.

  Предками этого направления являются античные традиции Древней Греции и Рима. С приходом Ренессанса в Италию, а особенно, с появлением стиля в Риме, водные сады начали активно развиваться. В них использовались не только природные источники, но и некоторые технические новшества – водопроводы и насосы. И только с изобретением водяного насоса ключи, бьющие на римских холмах стали использоваться в фонтанах. После этого техника, нашедшая свое применение в Италии распространилась по всей Европе. Особенно такое заимствование заметно в Версале – вершине искусства создания регулярных парков.
  Замечательным примером итальянского позднего Ренессанса является Вилла Ланте в Баняйо, построенная примерно в 1566 году известным архитектором Виньолой для кардинала Гамбара (Рис. 6 - Водяной стол на Вилла Ланте). Желико отмечал, что именно в Ренессансе было достигнуто совершенство. «Весь сад был укутан тончайшими водными линиями. Падая с каменной строгой вершины маленький водопад наполнял такой же строгий каменный водоем, потом ручьи стекались к центру сада по ступеням, каждая из которых была еще роскошнее предыдущей, и в конце-концов они достигали клумбового великолепия на самом нижнем ярусе. Вход в сад находился на этом же уровне, но добраться до него можно было только пройдя по ступенькам, нависающим над огромным прудом, с резными бордюрами и скульптурой работы Жамболони в центре. Этот пруд выполнял функции перекрестка, поскольку соединял сам сад с центром, буйно цветущие дикие заросли, изрезанные тропинками и разбросанные по всей территории маленькие фонтаны.»
  Пик развития такого элемента как каскад или ниспадающий фонтан приходится как раз на итальянский этап эпохи Возрождения. В Риме фонтаны со скульптурными группами и обилием воды были, наверное, следствием скромности первых в истории человечества систем подачи воды.
  Фонтан Треви (Рис. 7) – прекрасный образчик римских панорамных фонтанов – до последнего времени наполнялся питьевой водой. Это, возможно самый известный в мире фонтан. Он был построен как Мострэ или шедевр, центр Аква Вергинэ Аитика – системы подачи воды, которая была восстановлена при Николае V, приблизительно в 1453 году после «Темных веков».
  Первый фонтан Треви был совсем незамысловатым с пустой плоской стеной (архитектор Леоне Гаттиста Альберти). В 1640 году папа Урбан VIII попросил Джобанни Бернини спроектировать новый фонтан, но Бернини умер, так и не завершив работы. Строительство несколько раз откладывалось и только 122 года спустя фонтан был возведен в мае 1762 года Николой Сальви. То, что увидели жители Рима было «имперским великолепием, пушным и торжествующим, фонтаном, достойным любого императора, желающего возвестить своим подданным о всех своих добродетелях через добродетель воды».
  «Воплощение самых прекрасных мечтаний, витающих над архитектурой семнадцатого и восемнадцатого веков, возродилось из пепла. В то время величайшие архитекторы стремились передать легкость маскарадов и карнавальных шествий. Совершенно логично, что фонтан Треви является той самой редкой удаче отражения в камне таких тонких и хрупких сторон жизни. Нептун, неожиданно появляющийся на колеснице в сопровождении тритонов, великолепный водопад заслоняющий от взора безмятежный дворцовый фасад, первобытная энергия, такая же неистовая и непредсказуемая как жизнь большого города, всея это типично для маскарада в 17 веке».
  Следуя за прогрессом Франция принялась выдумывать новые водные элементы в садах. Например, в Версале эта составляющая паркового великолепия проверялась лично Людовиком XIV, а воплощал ее в жизнь всесильный Андрэ Ле Нотр, закончивший свой проект в 1668 году. Этот французский стиль со временем стал доминировать в Европе, хотя и претерпел значительные изменения в странах, воспринявших его.

Восточные сады.

Здесь можно полностью ощутить возрождение «природного» подхода к садовому искусству, в чем особенно преуспели китайские и японские мастера. На самом деле они довели эту технику до такого совершенства, что могут создать эффект водопада, обходясь только камнями и песком. Философия восточных садов корнями уходит в идею созерцания и уединения, единение с природой, а не преодоление и укрощение окружающей среды.

Ссылки по теме:
Мавританские водные сады
 


 

Дизайн сада
Дизайн сада


Сады и парки мира
Сады и парки мира


Японский дизайн
Японский дизайн



Путеводитель
по стилям

Rambler's Top100
Главная | Публикации | Выставки | Интервью | Обзоры | Вокруг нас | Словари | Биржа труда
info@netpulse.ru
© 1998-2005 ООО Пульс Природы
Rambler's Top100 Строительство Ремонт Rambler's Top100 Rambler's TopShop TopCTO Строительство Ремонт Находится в каталоге Апорт
Пульс Природы - ландшафтный дизайн, озеленение, благоустройство