Рим. Термы Каракаллы

Рим. Термы Каракаллы

 
 

Целиев холм возвышается над Колизеем. Свое имя он получил в честь Целия Вибенна, легендарного героя в битве против Тарквиния. Императорский Рим был модным местом проживания, и часть его утерянного великолепия все еще ясно видна в разрушенных термах Каракаллы.

Сегодня, благодаря археологической зоне, устроенной на рубеже 20-го столетия, это спокойный район, зеленая зона от Стены Аврелия до центра города. Через нее идет вымощенная булыжником дорога Святого Себастьяна (Via di Porta San Sebastiano), часть старой Аппийской дороги (Via Appia).Эта дорога ведет к Воротам Святого Себастьяна (Porta San Sebastiano), одним из наиболее хорошо сохранившихся ворот в древней городской стене.

 

Термы Каракаллы, второй по величине комплекс бань в Древнем Риме, были построены между 212 и 219 г.н.э. императором Марком Аврелием Антонином, более известным под прозвищем Каракалла.

К третьему веку нашей эры римляне построили множество терм, и не только в Риме, и приобрели отличные навыки создания функциональных, многосторонних комплексов. Особого внимания требовали системы подачи воды и стока, было необходимо очень внимательно планировать их, чтобы обеспечить равномерный поток воды в многочисленные горячие и холодные бассейны и из них. Было подсчитано, что термы использовали 15-20 000 кубометров воды ежедневно.

 

 

Вода в термы поступала по ответвлению акведука Aqua Marcia, который снабжал Рим чистой водой из источников, расположенных на холмах рядом с озером Субиако, на расстоянии более 90 км. Вода поступала в огромную емкость, разделенную на 18 отдельных отсеков для удобства использования; ее общий объем составлял 10 000 кубометров.

Отсюда под воздействием гравитации она течет по трубам, проложенным под садами, к главному зданию. Внутри главного здания сложная система распределения воды отводит ее прямо в холодные бассейны или в котлы над дровяными печами, где она нагревается для теплых и горячих ванн.

Сливные отверстия в каждом бассейне и в полу каждой комнаты ведут в водостоки, которые проходят ниже уровня водораспределительных труб, и затем грязная вода поступает в городскую канализацию, расположенную в долине.

И распределительные, и сточные трубы проходили в специальных туннелях, благодаря чему был обеспечен легкий к ним доступ для проверки и ремонта.

Термы работали примерно 300 лет,

до тех пор, пока их оборудование не было разрушено захватившими Рим готами.

 

Третья сеть туннелей использовалась для хранения огромного количества дров, требующихся для розжига печей (praefurnia): здесь было как минимум пятьдесят таких печей, некоторые служили для нагрева воды, а другие - для обогрева комнат посредством системы подачи горячего воздуха под полом (hypocausta).

Обогреваемые комнаты располагались с юго-западной стороны здания. Самая горячая из всех комнат - кальдарий (calidarium) - была спроектирована в самом конце здания, чтобы получить все преимущества использования солнечных лучей. Полые терракотовые трубы шли внутри стен, они обеспечивали теплоизоляцию и проводили горячий воздух.

Здесь одновременно могли мыться шестнадцать тысяч человек. Здесь были комнаты с холодными, горячими и теплыми ваннами, роскошные потолки, портики, холлы с колоннами, спортивные залы, здесь люди могли восхищаться самыми редкими сортами мрамора, самыми огромными колоннами и красивейшими произведениями искусства; здесь даже были ванны, изготовленные из базальта, гранита, алебастра.

 

Мыться в Римских банях было серьезным делом: сначала полагалось посетить нечто вроде турецкой бани, затем отдохнуть в кальдарии, большой жарко натопленной комнате с бассейнами для обеспечения влажности.

Затем следовал довольно прохладный тепидарий (tepidarium), дальше - посещение большого центрального зал для встреч, известного как фригидарий (frigidarium), и, наконец, погружение в бассейн на открытом воздухе (natatio). Обеспеченные люди могли затем совершить обтирание ароматными шерстяными тканями.

Кроме собственно бань, здесь хватало пространства для спортивного зала, библиотек, художественных галерей и садов - это был настоящий досуговый центр. Большая часть богатых мраморных украшений бань была взята семейством Фарнезе в 16 веке для использования в отделке интерьера дворца Фарнезе.

До недавнего времени здесь осуществлялись постановки опер - но теперь считается, что вокал может представлять угрозу для структуры памятника древней архитектуры.