"Темные аллеи" русских усадебных садов

 

В русской литературе XIX века можно часто встретить романтические образы любовников, укрывающихся в тени липовых аллей. У Пушкина есть такие строки: «То на конце аллеи темной / Вечерней тихою порой / Одну, в задумчивости томной, / Тебя я вижу пред собой». А сборник рассказов Бунина, изданный в Нью-Йорке в 1943 году и отмеченный сильной ностальгией по родине, так и назывался - «Темные аллеи».

Почему все-таки пресловутые «темные аллеи» так связаны с Россией? Дело в том, что нигде в Европе липы не сажались «стеной» так, как в России. Тесно обсаженные липами сравнительно узкие аллеи - одна из характерных черт русских усадебных садов.

Деревья в России перестали стричь очень рано, и если в конце XVIII - начале XIX веков еще стригли кусты, то только вблизи дома. «Темные аллеи» - результат художественного освоения переставших поддерживаться регулярных садов. Одна из самых знаменитых «темных аллей» России - «аллея Керн» в Михайловском.

Существует мнение, что для продления жизни аллей с тесной посадкой, надо их разрежать. Но старые аллеи гибнут от изменений условий жизни: от слишком большой доступности старых деревьев свету и воздуху, что заставляет их больше всасывать влаги из почвы, а это уже часто не под силу их старым стволам. Погибшие деревья надо заменять молодыми, которые довольно быстро догоняют взрослые липы.

Старый разросшийся регулярный парк, обладая своей особой красотой, лег в основу стиля русских усадебных садов.

Подготовила Юля Легздина по материалам
книги «Поэзия садов» Д. С. Лихачева. Фото автора