Стилистика каменистых садов

Стилистика каменистых садов

 

На нашем сайте вы уже могли видеть материал "Каменная красота" сада. Сегодня мы продолжим разговор о благоустройстве участка. Речь пойдет об эстетике и стиле "каменистых садов".

Их эстетика отвергает искусственность и симметрию. Даже в тех случаях, когда сады создаются не на основе естественного ландшафта, им всегда придают вид природного уголка. Никогда не встретишь здесь чрезмерно броских растений - только местные виды. В таком саду можно бесконечно любоваться фактурой и цветом камня, бликами света, тихим журчанием воды. В чистом (классическом) виде каменистые сады нигде не существуют, но их вариации - основа для развития нового интересного стиля в садоводстве.

Стилистически их можно разделить на следующие виды:

Альпийская горка, или альпинарий.
Назначение таких каменистых садов - показ флоры альпийских высокогорий. Они представляют собой террасированные холмы, расположенные одиночно или образующие подобие горной системы. Террасы отделяют друг от друга проходами и соединяют с помощью лестниц, сложенных из обработанных плит. Все сооружение окантовывают перебриком или ограничивают камнями. Посадочные лунки не создают индивидуально для каждого растения, а лишь отделяют камнями по всей линии террасы. Центром композиции, ее вершиной, как правило, служит массивный вертикально стоящий камень или группа камней, символизирующих горный пик. По склонам на террасах укладывают более плоские, но тоже массивные камни, уравновешивая композицию. Горные породы, используемые для построения такого рокария, ценятся больше за декоративные качества, чем за их соответствие требованиям растений. Вот почему здесь туфы могут соседствовать с гранитами, слоистыми известняками и даже с "руинами" - обломками колонн и фризов.

Каменистая горка.
Это современная интерпретация альпийской горки. "Горка" должна быть неотъемлемой частью общей композиции сада - связана с ним газоном, подчеркнута мощением, соединена с водоемом, изолирована от хозяйственных построек, огорода, пышных цветников. Достоинством "горки" является отнюдь не высота, как считают многие садоводы, а естественность и пропорциональность - чем меньше ее размер, тем продуманнее композиция. Подбор камней, растений, детализированность оформления - все должно отвечать этому требованию. Не следует забывать и о нуждах растений - для благоприятного развития горных видов необходимо создание специальных посадочных мест: лунок, террас, расщелин, склонов. Помимо пользы для растений эти элементы сложения вносят разнообразие в общую композицию.

Архитектурный рокарий.
Это тип художественного террасированного сада. Основа композиции - широкие прямоугольные террасы, расположенные на разных уровнях и укрепленные подпорными стенками. Подняться на террасы и перейти с одной на другую можно по каменным лестницам. Центральная лестница ведет к входу в дом. Стенки сложены из обработанного природного камня. Блоки плотно пригнаны друг к другу, а для посадки растений оставлены специальные земляные "карманы", соединенные с грунтом террасы. Оформление плоскостей террас различно - это может быть рокарий плоского типа, миксбордер, бассейн или газон. На площадках террас обязательно высаживают низкорослые кустарники и медленнорастущие хвойные растения. Важную роль играют каскадные и почвопокровные формы хвойных, ковровые травянистые растения. В земляные ниши и щели подпорных стенок высаживают ампельные скальные виды: алиссумы, иберисы, колокольчики, полыни и им подобные.

Ландшафтный рокарий.
Крупный рокарий этого стиля может объединять в единую композицию элементы разных горных образований: скальных выходов, ущелий, впадин, плато, щебнистых склонов, водных каскадов, то есть тех природных уголков, где лучше всего чувствуют себя горные растения. Комбинации этих элементов и доминирование какого-либо из них в общей композиции зависят от особенностей рельефа местности и размеров сада. Удобнее всего строить такой рокарий рядом с естественным склоном. Под ним можно создать подобие каменистой равнины или горного луга, а сам склон оформить террасами, выходами скал, водным или сухим каскадом.

Террасированный склон
Такой рокарий представляет собой систему подпорных стенок разной высоты, формы и протяженности. Камень, используемый для постройки, может быть любым. Тип сложения подпорных стенок - сухая кладка или кладка на раствор. При использовании плиточного известняка рокарий может напоминать развалины старинной крепости, а при постройке из колотого природного камня - обрушившуюся скалу. Выбор растений и комбинаций посадки в таком саду весьма разнообразен. Один из возможных вариантов - сочетание высаженных на террасы карликовых древесных и каскадов спускающихся со стенок стелющихся видов.

Скалы, утес.
Скалы - отнюдь не нагромождение камней, а имитация природного выхода горных пород. Их следует создавать лишь при наличии крутого склона и очень крупных обработанных временем каменных глыб. Наиболее подходят вулканические породы, глыбы травертина и доломита. Совершенно не годятся окатанные ледником гранитные валуны. В настоящее время для облегчения работы нередко используют искусственные камни из пластмассы. Принцип укладки камня при такой постройке аналогичен сложению стенки сухой кладкой, но трудозатраты при работе несравнимо выше. Посадочные места для растений (расщелины) создают в процессе строительства. Древесные формы высаживают в момент укладки. Ассортимент используемых растений весьма специфичен - это горные сосны и можжевельники, скальные и высокогорные виды: ампельные колокольчики, карликовые папоротники, седумы, полыни и т.п. Растения не должны доминировать в композиции и отвлекать внимание от камней.

Горный склон.
Очень сложный ландшафтный сад, условно моделирующий альпийское высокогорье. Он представляет собой горную осыпь, закрепленную группами карликовых сосен. Легче всего разместить такой сад на крупном покатом склоне. Для создания композиции по всей площади склона группами и одиночно размещают (вкапывают) каменные глыбы, имитирующие скальные обломки. Возле них обязательно высаживают группы горных сосен. Возможны посадки стелющихся хвойных иных видов, низкорослых рододендронов, вересков, эрик. Совершенно недопустимы вертикально растущие формы - колоновидные и пирамидоидальные. Пространства, свободные от растений, заполняют разнокалиберным гранитом или, что еще лучше, состарившимся известняковым щебнем , что создает ассоциацию с горными осыпями. Рядом с группами древесных располагают "альпийские лужки" - небольшие картинки низкорослых и почвопокровных растений. Для этого поверх щебня насыпают слой растительного перегноя и высаживают растения, типичные для альпийских луговин: карликовые осоки, горечавки, камнеломки, эдельвейсы, семпервивумы, дриады и т.п.

Горная долина.
Такой рокарий не моделирует естественное растительное сообщество, а является чисто художественной композицией. Он может быть построен на протяженном покатом склоне, на участке с пологими холмами и на ровном месте. Создание рокария начинается с размещения камней. Пригодны лишь каменные глыбы и крупные валуны одного вида. Камни располагают одиночно и небольшими группами, избегая симметрии. Глыбы и валуны не должны сильно выделяться над поверхностью, их необходимо вкопать в землю, причем весьма значительно. Если используют окатанные ледником гранитные валуны, то их утапливают более чем на две трети, а то и почти полностью. При работе с глыбами, имеющими грани, их вкапывают на разном уровне плоскостью вверх, что позволяет создать впечатление уступов (имитация плоскогорья). Между группами камней и холмами прокладывают систему дорожек, разделяющих сад на зоны. Дорожки, грунтовые или мощеные, не должны быть чрезмерно декоративными. В зонах, ограниченных дорожками, создают композиционные группы разной высотности. Возле камней высаживают древесные растения. Особо эффектно смотрятся карликовые сосны, колоновидные можжевельники и туи. Композицию дополняют стелющиеся хвойные растения, рододендроны и низкорослые красивоцветущие кустарники. Около древесных вполне уместна высадка групп весенних эфемероидов: сцилл, хионодокс, крокусов. Таким образом весь рокарий как бы состоит из самостоятельных, но связанных друг с другом композиций. Связующим звеном между высотными композициями могут стать группы вересков, эрик и низкорослых злаков. Общим фоном рокария служит грунт, покрытый мхом, мелкий щебень или рубленная кора. Особенно эффектно смотрятся обширные ковры из почвопокровных растений: стелющихся флоксов, тимьянов, церастиумов, седумов и т.п.

Миксбордер.
Бордюр, рабатка, грядка, расположенная вдоль дорожки, на фоне газона или поверх подпорной стенки. Это декоративный цветник, плотно засаженный садовыми растениями. Не менее эффектно смотрится "миксбордер", выполненный с применением камня и растений горных лугов. В "миксбордере", расположенном вдоль дорожки, камни устойчиво вкапывают по всей длине цветника одиночно или небольшими группами. Велики они быть настолько, чтобы слегка возвышаться над растениями или как бы утопать в них. Наиболее эффектно смотрится "миксбордер", в котором группы камней чередуются с невысокими (20-40 см) террасами закрепленными плитами. Рядом с камнями растения высаживают небольшими группами или одиночными экземплярами. На площадках террас и у края "миксбордера" - низкорослыми группами или ковровыми пятнами, стекающими с террас и выползающими на плиты дорожки. При устройстве "миксбордера", расположенного на террасе подпорной стенки, высокие камни не используют. Лучше всего для такого цветника подходят широкие глыбы или валуны, вкопанные в землю на половину своего объема. При подборе растений и камней следует учитывать пропорции (высоту) стенки - чем крупнее стенка, тем мощнее высажевыемые растения и сипользуемые камни. В таком "миксбордере" логично смотряться не только травянистые многолетники, высаженные группами, но и карликовые древесные пирамидальных, шаровидных и стелющихся форм. На краю террасы эффектны спускающиеся почвопокровные растения. Ассортимент видов, используемых в рокарии "миксбордер", диктуется в основном их обликом. Не следует использовать "импозантные" виды - пригодны лишь дикие или близкие к ним садовые растения с красивой листвой и изящными цветками. Предпочтение следует отдавать растениям горных лугов. Совершенно недопустимы агрессивные сильноразрастающиеся и сорные виды.

Японский сад.
Это тип рокария отнюдь не моделирует традиционный, строго канонизированный "японский сад" - он всего лишь эстетически с ним перекликается. Легче разместить такой рокарий на небольшом изолированном участке. Желательно, чтобы площадка, предназначенная для сада, была отгорожена стеной, стриженной изгородью или массивом деревьев и кустарников с плотной кроной. Рельеф не имеет особого значения - возможны плоская поверхность, невысокие холмы плавных очертаний или склон, создающий фон для всей композиции. Главное, что необходимо соблюдать при создании рокария в стиле "японский сад", это умеренность и лаконичность. Все в нем должно быть продуманно до мелочей, опрятно и ухоженно. Нежелательны (хотя и допустимы) конкретные детали, указывающие на принадлежность стилю: каменные фонари, стенки из бамбука, мостики и т. п. Камни в этом саду должны быть старыми, замшелыми или покрытыми лишайниками. Располагают их одиночно и группами по три-пять так, чтобы создавалось впечатление полуразрушенного горного массива или обрушившейся скалы. Огромное значение имеют свободные пространства - они создают перспективу, являются плоскостями для восприятия высотных композиций. Ими могут быть поверхности, покрытые мхом, засыпанные галькой, имитирующие сухое русло, или водная гладь. Подбор растений чрезвычайно важен. Из древесных годятся лишь те, которые можно легко формировать. В нашем климате лучше всего подходят для этой цели сосна обыкновенная и горная, карликовые сорта ели и рододендрона, магнолия, самшит. Из листопадных возможно применение мелколистных кленов, некоторых видов ив, плакучих яблонь, японской айвы, мелколистного барбариса, миндаля и подобных им видов. Растениям следует придавать шаровидную, ярусно-горизонтальную или плакучую форму. Недопустимы колоновидные, пирамидальные и свободно разросшиеся растения. Для имитации мхов вполне подходят ковровые седумы и сагины. Ярко цветущие садовые растения выглядят вульгарно. "Японский сад" должен не подавлять красками и пышностью форм, а располагать к созерцанию и размышлению.


Подготовила Анна Светличная.
По материалам книги "Каменистые сады" Ю.Б. Марковского.
Иллюстрации: "The Garden floor/ From gravel gardens to camomile lawns",
"The art and craft of stonescaping", "A photographic garden history".

камень, альпинарий, рокарий, миксбордер, террасирование