Андрей Александрович Грин

Андрей Александрович Грин

 

"Секретные материалы" "Дома на Брестской"
в интервью с заместителем председателя Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы Андреем Александровичем Грином.


  "Дом на Брестской" был построен в 1984 году. Сейчас здесь проходят градостроительные и архитектурные советы, на которых рассматриваются и утверждаются все проекты нового строительства и реконструкции в столице, организуются семинары, презентации, фестивалей международного уровня, по строительно-архитектурной тематике.

С 27 марта по 1 апреля 2002 года здесь проходил четвертый Международный фестиваль архитектуры и дизайна интерьера "Под крышей дома…". На пресс-конференции фестиваля, заместитель председателя Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы Андрей Александрович Грин сообщил собравшимся, что существует проект нового здания "Дома на Брестской". Какой? На этот и другие вопросы Андрей Александрович ответил нашему корреспонденту…

Корр.: На пресс-конференции Международного фестиваля "Под крышей дома…" Вы упомянули о проекте обновления внешнего вида "Дома на Брестской". Как и когда появился этот проект?
А.Грин: Как появился, я, честно говоря, уже не помню. Это общая идея: моя, архитектора Хазарова и генерального директора компании "Техноком" Ковалева. Сейчас проект с рабочим названием "Центр современной архитектуры" находится на стадии доработки и окончательного учреждения правительством Москвы.

Корр.: Как будет выглядеть здание после осуществления всех работ?
А.Грин: Через два-три года "Дом на Брестской" будет одет стеклянным колпаком с надстройкой в пять этажей, а сбоку будет размещен гараж для 250 автомашин. Гараж будет действовать по принципу пятнашек: выезжающая платформа забирает машину и ставит на место.

Корр.: Старые стены при этом будут разрушены?
А.Грин: Нет. Ситуация такова, что дом не выдержит никаких нагрузок. Здание построено в 1984 году для размещения Информационного Управления по архитектуре и градостроительству г. Москвы из остатков панелей нынешнего Совета Федерации (бывший Госстрой). Поэтому мы решили поместить здание в "саркофаг", который не будет касаться стен "Дома на Брестской".

Корр.: Почему вы выбрали такие материалы, как стекло и металл?
А.Грин: Дело в том, что наш инвестор, "Техноком" уже давно работает с этими материалами. К тому же в недавнем прошлом постройки стекло-металл были очень популярны в Европе.

Корр.: Ваш "Дом" славится своими фестивалями, выставками. Будут ли они проводиться после строительства "саркофага"?
А.Грин: Да, очень важно, что главная функция здания останется той же - выставочный центр, центр притяжения всех современных взглядов, течений в области архитектуры, дизайна и связанных с ними областей. Более того, в конце лета тут осенью должен заработать ресторан клубного типа. Под кодовым названием "подмакетник".

Корр.: Почему такое название?
А.Грин: Под залом, где находится макет города Москвы, мы нашли большой подвал (три зала, около 1000 м?), расчистили его от послевоенных снарядов, которые нашли в огромном количестве. Конечно, помещение самого ресторана будет меньше: из-за кухни и подсобных помещений.

Корр.: Идея создания ресторана принадлежит Вам?
А.Грин: Это совместный проект "Дома на Брестской" и Государственного совета современного искусства (ГССИ). Хотим создать клуб по интересам людей архитектуры и искусства. Здесь же будет отведено место для локальных выставок, проведения концертов, музыкальных вечеров. Интерьером занимается ГССИ. Сейчас еще не возможно сказать в каком стиле будет оформлен ресторан.

Корр.: Скажите, а есть ли у Вас любимая выставка. Проект, которому Вы уделяете особое внимание?
А.Грин: Мне кажется такой проект - дело будущего. Ко всем мероприятиям, которые мы организовываем, я отношусь, как к детям. Может ли собственный ребенок быть нелюбимым? Мне кажется, нет. Но, конечно, когда что-то не получается, спрашиваешь себя: зачем вообще я это начал делать?

Корр.: Вокруг "Дома на Брестской" растут деревья, кусты. Что будет с ними, когда "Техноком" начнет работы?
А.Грин: Очень жаль, но придется потревожить природу. Деревья и кусты будут уничтожены, так как сегодняшней территории под "Центр современной архитектуры" мало.

Корр.: Андрей Александрович, а Вы бы какие деревья посадили на Брестской?
А.Грин: Каждому городу - свои деревья. Париж, например, - это, конечно же, каштаны. А для Москвы идеально подходят липы и вязы: они красивые, от них нет пуха, как от тополей. Я категорически против тополей.

Корр.: Вы считаете, власти достаточно делают для озеленения столицы?
А.Грин: Одной из главных достопримечательностей Москвы раньше было то, что это зеленый город. Мы даже приводили количество зелени на единицу населения. Что изменилось с тех пор? В принципе ничего. Кроме того, что половина зелени в центральной части Москвы вымерла из-за очень плохой экологии. Конечно, на предприятиях города ставятся фильтры. Так что промышленные выбросы - это почти ничего по сравнению с тем, что дает нам колоссально увеличившийся парк автомобилей. Интересно, что за границей автомобилей не меньше, а климат чище, потому что стоят катализаторы. В России пока об этом не так заботятся. Я думаю, что восстановить поголовье деревьев можно, если удастся остановить рост автомобильного парка.

Корр.: А за город, на природу Вы выезжаете?
А.Грин: Конечно. Я очень люблю отдыхать на даче. У меня большое (пол гектара) родовое имение-дача, которое еще до войны было выдано деду. Оно находится по ленинградскому направлению в Радищево (поселок Шестой мебельной фабрики). Мой дедушка, Грин Моисей Филиппович, был известным садоводом-любителем. У нас есть грамоты, которые он получил на ВДНХ за "сортимент" плодовых растений (яблок, груш, слив). За участком раньше ухаживали: делали особую планировку, выращивали деревья, кустарники.

Корр.: Андрей Александрович, вы продолжаете семейные традиции или пытаетесь создать что-то новое? Дедушкины посадки сохранились?
А.Грин: Сейчас вся дедушкина планировка в запустении. Раньше были аллеи смородины, переходящие в аллеи сирени и так далее. Но мне нравится, что сад стал диким и появился лес. Я вмешался в дикую природу лишь тем, что на дорожках проложил плиты, чтобы не было грязи. У нас много разнообразных цветов в основном многолетних - за ними легче ухаживать. Мне кажется, что на природе можно находиться вечно и не устать от вида деревьев, травы, цветов.

Фото и текст интервью подготовила Анна Светличная.