"Русское деревянное зодчество", 2002 г., Москва, Центральный дом архитекторов.

 

Как Александр Ополовников "чинил" Кижи

В начале марта 2002 года в Центральном доме архитекторов (Москва, Гранатный пер., 7) прошла выставка "Русское деревянное зодчество" крупнейшего архитектора - реставратора А. В. Ополовникова, приуроченная к 90 - летию со дня рождения ученого - подвижника.

 

Говорят, что человека можно узнать по его работам. Не зря на открытии выставки Ополовникова в Доме архитекторов зал был полон. Московские архитекторы и ученые собрались, чтобы вспомнить Александра Викторовича Ополовникова, доктора архитектуры, заслуженного архитектора РСФСР, почетного академика Российской Академии архитектуры. Микрофон переходил от оратора к оратору: коллеги говорили теплые слова в адрес юбиляра. По воспоминаниям друзей, Александр Викторович был очень сильным и ярким человеком. Выглядел, как богатырь - прочный, уверенный, спокойный. "Он мог смотреть на факты непредвзято и учиться у мастеров, которые оставили свою мудрость тем, кто хочет ее понимать". Его страсть - Север, охота и путешествия - определила судьбу. Всю свою жизнь Ополовников посвятил сохранению памятников архитектуры Севера, разработав революционную методику по их реставрации. Внес огромный вклад в создание и реконструкцию экспонатов музея-заповедника "Кижи". Русские мастера, создавая свои деревянные шедевры, достигли таких высот мастерства, когда красота становится естественной, существуя как бы сама по себе. Если дерево понять, почуствовать, то оно не оставит равнодушным строителя. Поэтому и возводили умельцы свои избы-дома "как храм, как центр мироздания". "Изба русского крестьянина - это не просто его жилище, это его мир, в котором отражена вся вселенная и определено свое место в ней. Дом служил защитой, оберегал. Его орнаменты и детали - это просьбы и пожелания, обращенные к силам природы и символизирующие единение с ней человека. "Конь на крыше - в избе тише", - гласит народная пословица. Резные полотенца, на которых обычно вырезались символические солнца, олицетворял чистоту человеческих помыслов, неразрывно связанную с солнечной радостью бытия. Тот же символический смысл озарения придавался устройству красного (красивого, солнечного) угла внутри избы, где ставили иконы. Потолок в избе олицетворял небосвод, а поддерживающая его широкая балка-матица - Млечный Путь. "Все не случайно в жизни", - повествовала народная мудрость, призывая к глубинному осмыслению этой вроде бы и простой, но бесконечной в познании истины".

На выставке были представлены многочисленные фотографии и акварели памятников архитектуры Севера, мастерски сделанные А. В. Ополовниковым, множество книг и публикаций архитектора, проекты реконструкций. В частности - фотографии и чертежи воссозданных к 400-летию города Салехарда (1994-95 года) Часовни св. Владимира и ансамбля башни Обдорского острога XVII века. Состоялась презентация книги А. В. Ополовникова о русской избе - "Избяная литургия", первые сто экземпляров которой (стоимостью 800 рублей) были тут же раскуплены посетителями выставки. В этом отлично изданном обширном фолианте (формат А3, мелованная бумага, свыше 500 страниц и 800 иллюстраций), богато украшенном цветными и черно-белыми фотографиями из архива Ополовникова, содержится труд архитектора-реставратора по изучению крестьянских домов Севера, избушек, охотничьих лобазов и элементов декора - ставен, перил, коньков, полотенец; множество другой информации. Подводя итоги, перед собравшимися выступила дочь реставратора - Е. А. Ополовникова, возглавляющая семейную фирму "Ополо" (реставрация и восстановление деревянных памятников архитектуры). Елена Александровна отметила, что продолжая важное дело отца, испытывает чувство гордости за отечество, которое явило миру столь прекрасную архитектуру.

Кижи. Опастность миновала?

Мир, как известно, спасет красота,
        Если мы сами спасем красоту…
                                    А. Вознесенский


Сотрудники музея-заповедника Кижи любят рассказывать посетителям легендарную историю о том, как во время Второй мировой войны финский летчик спас от разрушения уникальный памятник мировой деревянной архитектуры - Преображенскую церковь. По словам 84-летнего ветерана Лаус-Дей Сакселя, который недавно по приглашению музея посетил Карелию, приказ бомбить Кижи был вызван тем, что церковь, якобы, использовалась в качестве русской партизанской базы. Как вспоминает Саксель, на задание он вылетел еще с одним пилотом на двух самолетах. Когда их "Фоккеры" снизились над островом, то сразу стало понятно, что ни о каких партизанах не может быть и речи. Вокруг храма был чистый, нетронутый следами человека снег. "А сама церковь была такой красивой и величественной, что у меня рука не поднялась сбросить на нее бомбы", - сказал ветеран. Он дал команду своему напарнику, и они улетели, сбросив бомбы в Онежское озеро. Финский летчик поступил смело и решительно. Его имя вписано в летопись Кижей наряду с именами многих других, не менее героических людей - ученых, архитекторов, реставраторов - которые также усиленно борются за сохранение неповторимого древнего архитектурного ансамбля. Дело в том, что состояние Преображенской церкви, ставшей символом русской строительной культуры, уже давно вызывает тревогу в связи с "нарастанием деформаций и усадкой бревенчатого сруба, интенсивным ростом биологических повреждений древесины". Попытка (первая в долгой цепочке неудачных) привести Кижи в порядок предпринималась еще в XIX веке. Местные купцы и духовенство закупили "модный" в то время строительный материал и устроили в Преображенской церкви (а позже и в Покровской) своеобразный "косметический ремонт". Одели храм в тесовую обшивку светло-желтого цвета. Красивейшие деревянные кровли верха заменили на чужеродные железные. Окна, показавшиеся маленькими - увеличили (нормальная перевязка венцов при этом нарушилась). Внутри - замалевали восьмерик "под мрамор", а верх забелили "под штукатурку". Чудесная песня дерева умолкла…

"В 1955 году московский архитектор-реставратор А. В. Ополовников снял деревянную обшивку с Преображенской церкви", - эту безликую фразу ежедневно произносят теперь экскурсоводы, ведущие туристов по ансамблю Кижского погоста. А что за этим стоит? На свой страх и риск Александр Викторович осмелился "снять обшивку с деревянных стен Преображенья. Под гнилым, покоробленным тесом были бревна, простые бревна. Когда реставратор снимает с иконы позднейшие записи, искажения и грязь, он просто возвращает нам краски. В деревянной архитектуре красками были бревна, а кистью - топор. Бревна дают тень, на них по-иному ложится свет, они придают стенам выпуклость, объем, массу. А доска - это другие краски; если написать другими красками Монну Лизу, это будет совсем новое. Обшитая тесом колокольня Кижского погоста, с точки зрения деревянной архитектуры, является упадком, эклектикой". Ополовников и рабочие его бригады были первыми людьми, кто в XX веке увидел Кижи такими, какими их видели два века назад, и какими мы их видим сейчас. "Часть бревен под обшивкой истлела насквозь. Их сердцевину представляла аморфная сыпучая масса. Такие бревна, как инвалиды на костылях, опирались на вертикальные стойки самой же обшивки. Вершина ханжества: сначала изнутри разрушить, а потом принять участие в продлении жизни фактического трупа…" Снятие обшивки породило громадный скандал. Считалось, что доски предохраняли бревна от влаги и ветра, активных разрушителей древесины. Автора этого проекта словесно причисляли к врагам народа. Но Ополовников доказал, что от обшивки больше вреда, чем пользы.


После снятия в 1955 году обшивки с Преображенского храма плотники приступили к воссозданию лемехового покрытия его глав. Тридцать тысяч осиновых лемешин было сделано вручную, и каждая заняла свое прежнее место. В 1959 году по инициативе А.В.Ополовникова, под руководством инженера Н.П.Зворыкина, на острове Кижи начались экспериментальные работы по химической консервации памятников народного деревянного зодчества. В 1980 году институт "Спецпроектреставрация" предложил эскизный проект укрепления и последующей переборки сруба при помощи внутреннего металлического каркаса. Из воспоминаний А. В. Ополовникова: "Металлический каркас в Преображенскую церковь вставили (в 1983 году) как бы молчком - в прессе ни слова о том не было. Кижская музейная администрация и все карельские культуртрегеры тоже "не высовывались". Первая информация о металлоремонте деревянной реликвии появилась в самом начале 1986 года в "Огоньке". Пошумели, помнится, поговорили, а дело - ни туда ни сюда с мертвой точки не сдвинулось; так и стоит железный каркас-паук внутри древнерусского деревянного храма". "Основной объем памятника - восьмерик с четырьмя прирубами - не только красивая, но и мудрая конструкция. В случае каких-либо односторонних нагрузок, например - ветровых, усилия в ней распределяются достаточно равномерно благодаря отсутствию в ее системе абсолютной жесткости. Когда же эта жесткость была искусственно создана внутри восьмерика, прирубы как бы повисли на ней, их заметно повело в стороны. Но это еще полбеды. Самое страшное, что ослабли связи в верхних бревнах восьмерика, не скрепленных каркасом. И они стали отходить от плоскости стены. Когда-нибудь они все-таки выкатятся, и тогда… скорбно упадет наземь могучая глава кижского Преображенья". В последующие годы разными учеными советами было предложено немало проектов по сохранению ансамбля Кижи. Предполагалось, например, обеспечить устойчивость сооружения подведением нового фундамента. Возникла даже "идея" использовать "существующий памятник как… опалубку - сверху ее залить бетоном и получить совершенную копию"! В 1985 году все тем же институтом "Спецпроектреставрация" был предложен еще один "компромиссный вариант": создать копию Преображенской церкви с сохранением элементов подлинника в специальном резервате на острове Кижи. Такое решение обосновывалось "невозможностью точного прогнозирования сроков сохранения подлинника и, соответственно, желательностью создания копии, которая могла бы заменить его в случае катастрофы". Это вызвало острую дискуссию среди специалистов и общественности.

В 1986 году был проведен открытый Всесоюзный конкурс на разработку проекта инженерного укрепления сруба памятника. В феврале 1988 года совместная коллегия Госкомархитектуры СССР, Министерства культуры РСФСР, секретариатов Союзов архитекторов СССР и РСФСР, Президиума Центрального Совета ВООПИК с участием специалистов и представителей общественности рассмотрела результаты конкурса. Жюри отметило, что на один из предложенных проектов не способен полностью решить проблему сохранения памятника. Было принято решение произвести более тщательное обследование памятника с учетом отечественного и зарубежного опыта с целью определения окончательного метода его реставрации. Было высказано предложение о переборке Преображенской церкви с максимальным сохранением первоначальных элементов и с пропиткой древесины защитными составами на натуральной основе. "Как спасти Преображенскую церковь? - читаем у Ополовникова, - Да просто. Так же, как были спасены фактически все сохранившие доныне свой достойный архитектурный облик деревянные памятники. Реставрировали их методом переборки, то есть путем замены сгнивших и разрушенных деталей новыми. Срубы при этом нередко полностью раскатывали, а потом собирали. Явление обычное в деревянной Руси…" Предложение о переборке Преображенской церкви вызвало новую волну острой дискуссии среди специалистов и общественности страны. Осенью того же года в городе Петрозаводске и в Кижах было проведено международное совещание по проблемам народной архитектуры и консервации древесины.

По замыслу организаторов, иностранцы, мало знакомые с русской архитектурой, тем более со срубными постройками, должны были дать свои заключения о путях реставрации Преображенской церкви. "Познакомившись" с церквью и проведя вней час-полтора, молодые архитекторы зарубежной группы заключили: "Это ваша трагедия". Участники симпозиума приняли Программу совместного совещания, которая рекомендовала не подвергать Преображенскую церковь переборке. В 1990 году решением ЮНЕСКО архитектурный ансамбль Кижского погоста с окружающей его архитектурно-ландшафтной средой в пределах границ зоны музея включен в список Всемирного культурного и природного наследия. В 1994 году профессором Пискуновым Ю.В. был предложен проект "использования дополнительной конструктивной системы для усиления сохранившихся конструкций", в котором нашли отражение идеи московских специалистов 1964 года и современные концепции немецких инженеров. В 1999 году к разработке проекта инженерного укрепления Преображенской церкви подключились специалисты музея-заповедника "Кижи" и института "Спецпроектреставрация". На основе тщательного изучения богатейшего архивного материала и проведения дополнительных исследований внутренних конструкций, а также результатов древесиноведческого изучения в 2000 году был разработан очередной новый "Комплексный эскизный проект" реставрации Преображенской церкви, вобравший в себя "прежние разработки и усовершенствовавший их". Однако вопрос - можно ли надеяться на то, что в наступившем третьем тысячилетии Преображенская церковь обретет свежие силы - остается окрытым…

Подготовила Юля Легздина.

Использованы материалы книг: "Кижи". Автор А. В. Ополовников. "Дерево и гармония". Авторы - А. В. Ополовников, Е. А. Ополовникова. Статьи "Мунозеро" Г. Дементьева и А. Ткачева, "Юность`11`1972". А также краткая информация с официального сайта музея - заповедника Кижи.