Сады прогулок

Сады прогулок

 

Сады прогулок
 

Сочетание больших землевладений, праздной жизни феодалов и дворян, общей стабильности эпохи и интереса к путешествиям создало основу для садов прогулок эпохи Эдо. Большинство садов начинались как небольшие чайные сады, необходимая часть зажиточного хозяйства. Со временем вместо одного чайного домика возникало два и так далее, до тех пор, пока не выстраивалась целая коллекция связанных между собой чайных домиков в большом парке.

Такие большие сады обычно называются “сады прогулок”, так как они предназначены скорее для того, чтобы там гулять, а не любоваться ими с веранды или во время лодочной прогулки. В эпоху Эдо эти сады назывались просто yashiki, это обычный термин для обозначения роскошного владения, то есть дома и сада вместе. Современный японский термин для сада этого стиля – kaiyushiki teien – или сад для экскурсий, это говорит о том, что целью создателя сада было обеспечить гостя большим, красивым ландшафтным парком, который может являться местом проведения экскурсий. В соответствии с этим дизайнеры располагали в саду сколь угодно много декоративных деталей, созданных на основе богатых традиционных культурных образов. Излюбленными моделями были живописные уголки Японии и Китая, а также поэтические образы, зачастую заимствованные из классики эпохи Хейан. Дизайнеры “собирали” эти образы, словно они были скульптурами, которые нужно поставить в саду, а затем соединяли их в один совершенный образ. Большое внимание уделялось видам, так что когда вы прогуливаетесь в саду по извилистой дорожке, вы переходите от одной сцены к другой. В свою очередь, каждый вид появляется и исчезает, чтобы позже снова появиться, и вы сможете полюбоваться им с другого ракурса. Следующие примеры дадут некоторое представление о тех различных образах, которые были собраны в садах.


Дамба, которая тянется через Западное озеро в Ханчжоу, Китай, была хорошо известна в эпоху Эдо благодаря картинам и литературе. Здесь воссоздана ее уменьшенная копия. Йосуй-ен, Вакаяма

Гора Фудзияма
Классический пример знаменитого уголка Японии, горы в стиле Фудзи является составной частью многих садов. Лучший из сохранившихся образцов расположен в Кумамото, в Суизен-Дзи, где подстриженная трава образует широкий остроконечный холм. Фудзияма была объектом множества деревянных гравюр, в том числе знаменитой "Тридцать шесть видов на гору Фудзи" Утагавы Нирошиге. Еще один знаменитый образ японского ландшафта, лучше всего известный из литературы, это образ Восьми мостов, yatsuhashi, живописного места, где река разделяется на восемь каналов, как отмечено в "Сказках Исе", сборнике стихотворений десятого века. Эта местность реконструирована в саду – мост изготовлен из восьми толстых деревянных досок.

Виды Киото
Склоны горы Арашияма, покрытые кленами и вишневыми деревцами, каскадом спускаются к реке Ои – это популярный образ, также как и Тогетсу-кио, длинный деревянный мост, пересекающий реку Ои рядом с Арашиямой. Образы Арашиямы были использованы в нескольких садах, например, в Койшикава Коракуен, саду в Токио, где мы также можем обнаружить восстановленный образ Тсутен-баши, моста, пересекающего глубокое ущелье, вдоль которого растут клены, рядом с храмом Тофуку-дзи в южном Киото.

Виды Китая
Дамба, которая идет через Западное озеро в Ханчжоу, Китай, оказалась самым популярным образом и появилась в садах Койшикава Коракуен и Шиба Рику в Токио, а также в Йосуй-ен в Вакаяме и Шуккей-ен в Хиросиме. Энгетсу-кио и Koko-kyo Коко-кио, два извилистых моста в китайском стиле, находятся, соответственно, в Койшикава Коракуен и Шуккей-ен. Маленькую гору Лу, место паломничества пилигримов и одну из самых известных живописных гор в Китае, можно найти в саду Койшикава Коракуен в виде маленького холма, заросшего травянистым бамбуком.


Ама-но-Хашедатэ, длинная отмель.  Дворец Катсура, Киото

Инь-Янь
Образы инь и янь (на японском языке in и yd), негативная и позитивная силы в китайской геомантии, обычно были представлены двумя камнями – “женщиной” с обязательным естественным изгибом или расщелиной и длинным, прямостоящим “мужчиной”. В садах эпохи Эдо они, несомненно, считались обладающими сверхъестественной силой, но к эпохе Эдо геомантия значительно утратила свое влияние. Камни стали использоваться просто как скульптурные артефакты.

Каменные скульптуры
Множество образов, которые создавались из камней в древних и средневековых садах, такие как мистические горы Хорай и Шумисен или группы из трех камней, символизирующие буддистскую троицу, можно обнаружить и в садах прогулок эпохи Эдо. По всей вероятности, они не имели никакого сильного религиозного значения для владельцев сада или его посетителей, а просто находились в ряду различных артефактов, которые собирались владельцем сада.

Поэзия
Образы из известных стихотворений были традиционной темой для садов прогулок. В основе дизайна сада Рикуги-ен в Токио лежат 88 сцен из известных waka (японских стихотворений). Хотя в настоящее время сохранилось лишь несколько из них, но вкусы первоначального владельца легко угадываются по его выбору поэзии как главной темы дизайна. В то же время существует качественное различие между тем, как поэзия была связана с садами эпохи Хейан и ее ролью в садах прогулок эпохи Эдо, в которые поэтические сцены включены с большим уровнем мастерства и с большей осмотрительностью.

Рубрика "Япония"