Сады Ватикана

Сады Ватикана

 

Есть множество нераскрытых зловещих и увлекательных тайн в истории человечества, не меньше - ненайденных кладов с несметными богатствами. Дело, как водится, за малым, нужно раскрыть какую-нибудь тайну или найти клад. Пока что я размышляю, где все это искать. Собственно, где мне уже понятно. Конечно, Италия, еще точнее – город Рим. Потенциальное место, где водится множество тайн и полно кладов, конечно же, Ватикан.

Для пущей рекогносцировки, сообщаю, больше половины территории Ватикана (44 га) – сады. Вполне вероятно, что именно там можно найти что-нибудь интересное. Вообще сады Ватикана начинают свою историю в XIV веке с папы Николо III, когда папа вернулся из Авиньонского пленения в Рим. В садах этих помимо редких растений и вековых деревьев, множество разнообразных построек, всевозможных башен, домиков, смотровых площадок, не говоря уже о фонтанах. Папы по-разному относились к садам. Но считается, что настоящий расцвет садов начался в тот момент, когда туда «переехали» античные скульптуры и начали бить фонтаны. Случилось это в тот момент, когда Ватикан стал единственным прибежищем понтификов. С тех пор местные сады превратились в место, где папы разминали свои старые кости, подставляя свои испещренные морщинами лица свежему ветерку. Проект Ватиканских садов разработали прославленные художники Антонио Темпеста, Джованни Маджи и Джанбатиста Фальда.

Собственно, каждого, кто приходит в сады, поражает стена Леонина. Вообще-то это крепостная стена, которая защищала Ватикан от нападений и разграблений. Сохранилось всего два ее фрагмента. Первый, самый древний, примыкает к небольшому дворцу Зекка. Здесь же находится фонтан Таинств (Fontana del Sacramento) и Башни, к одной из которых также пристроен грациозный Домик садовника. Другой сохранившийся фрагмент стены, который был отреставрирован во времена папы Николо V, находится неподалеку на вершине холма. Эта часть достаточно внушительная, и включает две величественные круглые башни. В одной из них сегодня располагается Радио Ватикана. Вторая башня была облюбована Львом XIII, который пожелал возвести рядом с ней летнюю резиденцию. Собственно, папы могли по-разному относиться к садам Ватикана. Один отдыхал и размышлял здесь. А вот Паоло IV дал поручение своему земляку, неополетанцу Пирро Логорио, соорудить особенную виллу. Пирро Логорио антиквар, художник, архитектор (именно ему принадлежит прелестный проект садов на вилле Д’Есте в Тиволи) прекрасно справился с задачей. Этот участок садов считается одним из самых роскошным не только с архитектурной точки зрения. Здесь в аллеях были установлены статуи, мозаичные дорожки, колонны, которые «украшали замки античных императоров». Паоло IV не успел обжить и даже полюбоваться на свою виллу, ее закончили только в 1561 году, при Пие IV Медичи, в честь которого она и получила свое имя.

Позже многие античные скульптуры были вывезены во Флоренцию, их передали в дар грандюку (великому графу, то есть) Козимо I. Причиной такой расточительности стал Пий V, который велел максимально убрать из Ватикана следы светского искусства, да и светской жизни вообще. Но и этот «великодушный жест» почти не испортил виллу.

Мария Квакина

Ватикан, сад, парк, история