Кельнский собор

Кельнский собор

 
 

Собственно, вам ведь все равно, люблю я Германию или нет. Даже если предположить, что не очень я ее люблю, ваши личные пристрастия это не изменит. Поэтому с легким сердцем сообщаю, что, пожалуй, единственное, что может примирить лично меня, Марию Квакину, с существованием немецкого города Кельн, это Кельнский собор. (Прошу прощения у германофилов, но душа моя безраздельно принадлежит Италии).

Для тех, кто его ни разу не видел даже на открытке, скажу, что Кельнский собор (его еще называют собором Святых Петра и Марии) – пример отчаянной готики. Он монументальный и величественный. Но одновременно, весь такой изящный и ажурный, как кружевные чепцы бюргерш. И при этом он как бешеный рвется в небо. Опять же, как будто следуя направлению, заданному небезызвестным хулиганом: «мне бы в небо, мне бы в небо, здесь я был, а там я не был».

Говоря языком архитектуры, который в своей массе не слишком понятен простым смертным (в том числе и мне), Кельнский собор это пятинефовая базилика из красноватого трахита (камень такой). Для любителей цифр, сообщаю, что его площадь составляет 8500 кв. м. Длина собора 144 метра, ширина трансепта - 83 метра, высота здания до гребня крыши - около 60 метров. На западном фасаде собора расположены две колоссальные 157-и метровые башни, увенчанные остроконечными шпилями.

 

Снаружи множество опорных пилястр, аркбутанов, фиалов, галерей, сквозных решеток, а его главный портал богато украшен скульптурами, декоративной резьбой, повторяющимися от яруса к ярусу стрельчатыми арками. Огромный основной зал собора окружен множеством часовен и капелл, а его звездчатые своды поддерживают колонны высотой в 44 метра.

Стены, своды и пол собора выложены из серого рейнского камня. Две крутые винтовые лестницы - в 509 ступенек каждая - ведут на колокольни, устроенные в средних ярусах обрамляющих фасад башен. Отсюда, со стометровой высоты, открывается великолепная панорама Кельна и окрестностей.

Самым большим колоколом Кельнского собора и самым большим "действующим" колоколом в мире является "Петер" - его вес 24 тонны. Он отлит сравнительно недавно - в 1923 году, из пушек, захваченных у французов в 1871 году. Чуть поменьше старинный колокол "Прециоза" ("Изысканный"), который был так назван из-за своего «голоса», изумляющего прихожан своей чистотой. Отлитый в 1448 году он весит 11 тонн, и в свое время был самым большим в Европе.

Собор был сооружен в 13 веке на месте сгоревшей старой церкви, которая была построена в 9 веке. Прихожанам хотелось чего-то более грандиозного и значительного даже, чем пышные соборы Франции. Сомневаюсь в том, что жители Кельна все поголовно посетили к условленной дате Францию и отчитались перед своей бухгалтерией за командировку. Но, судя по всему, те, кто принимал соответствующее решение, явно побывали во «французской стороне». Кроме смелой идеи переплюнуть французов, архитектор Герхард фон Риле опирался на чертежи храма в Амьене.

Канцлер и военачальник Райнальд фон Дассель получил от императора Фридриха Барбароссы в благодарность «за боевую помощь, оказанную при покорении Милана», останки Святых волхвов. Собственно, они хранились в одном из монастырей захваченного Милана. В 1164 году Райнальд фон Дассель с триумфом ввез реликвии в Кельн. В течение следующих десяти лет для них изготавливался специальный саркофаг из серебра, золота и драгоценных камней – рака Святых волхвов, одна из самых драгоценных реликвий христианства. Кельнский собор должен был стать блестящим обрамлением для христианской святыни.

 

В 1248 году архиепископ Кельна Конрад фон Хохштаден заложил первый камень в основание Кельнского собора. И начался один из самых длинных долгостроев в истории европейского строительства. В 1322 году был освящен хор собора. Также было завершено строительство портала, и часть пространства была подведена под крышу, так что стало возможным проводить церковные службы. Однако уже в 1450 году прекратились работы на южной башне, которая была доведена до высоты в 59 метров, а затем и вся строительная деятельность была остановлена. Причиной тому была банальная нехватка денег средств.

Строительство собора было возобновлено только в 19 веке – в 1842 году король Пруссии Фридрих Вильгельм IV повелел завершить сооружение по первоначальным планам и 4 сентября 1842 года сам заложил первый камень, а в октябре 1880 года состоялось празднество в связи с завершением строительства.

Благодаря таланту архитектора Эрнста Фридриха Цвирнера готический дух собора был полностью сохранен - за столетия возведения собора строители не отступили от первоначального плана, а его завершение также велось по оригинальным планам, найденным в 1814 году в Дармштадте. После этого началась внутренняя отделка. Однако в 1906 году одна из 24 декоративных башенок, украшавших башни главного фасада, рухнула. Вскоре обломились и другие декоративные башни - поврежденные места каменной кладки нужно было снова восстанавливать. А после 1945 года пришлось уже устранять повреждения, нанесенные бомбардировками во время второй мировой войны.

Мария Квакина, photo by Exciter