Обед для магического дерева

Обед для магического дерева

 

Деревьям издавна приписывали магическую силу, их могучие тела казались древним людям наделенными душой и разумом. Часто их отождествляли с богами и стихиями. Им приносили кровавые жертвы и просили защиты от ураганов и засухи. Теперь деревья кажутся нам совсем другими: просто большими растениями, бессмысленными нагромождениями биомассы. Смысл их существования лишь в том, чтобы украшать ландшафт и давать тень. Но не стоит забывать, что живут деревья намного дольше людей и, возможно, просто научились скрывать истинный свой характер. От эпохи «богов и героев» их отделяет значительно меньшее количество поколений, чем нас с вами.

Особенно сильными в плане магической силы во многих племенах Французского Судана, где еще в середине прошлого века оставались совершенно не тронутые племена дикарей, считались большие отдельно стоящие деревья. Так, например племя с экзотическим названием кассуна-фра имело несколько священных деревьев, обычно они располагались у ворот деревни либо в чистом поле. У каждого такого священного дерева до сих пор есть свой хозяин. Если кто-то хочет принести жертву такому дереву (а это здесь случается регулярно), он должен разыскать «хозяина священного дерева» и испросить его разрешения. Обычно такие жертвоприношения приказывает совершать предсказатель племени, эта должность очень почитаема дикарями. Он следит за тем, чтобы священные деревья не остались «голодными», если оно оголодает, то непременно разгневается и навредит всем людям поселения.

Обед для дерева от племени кассуна-фра состоит не из удобрений или компоста (как может подумать садовод из средней полосы России), а из самой настоящей пищи. Дереву положено поднести курицу, блюдо каши из проса, и круглый камень на десерт. Так же у этого племени есть священные леса и рощи, но они воспринимаются не как набор разрозненных священных деревьев, а как единое целое, обладающее единым разумам и душой. Ходить по таким лесам и рощам – значит совершить страшное преступление против богов. Лес обязательно отомстит за такое пренебрежительное отношение. Поэтому аборигены часто убивали осмелившегося нарушить табу, в качестве упредительной меры и выбирая, так сказать, меньшее зло. Только в конце ХХ века они смирились с тем, что избежать вторжения в лес невозможно. Но до сих пор валить в священных лесах деревья – это тоже самое, что накликать беду.

Кассуны буры, другое ныне существующее племя из Французского Судана, тоже приносит жертвы деревьям. Они не жалеют на «прокорм души» своих древестных богов даже крупных животных: коз и овец. Если дерево растет на чьей-то земле, то только владелец имеет право подносить яства дереву.

Принося жертву, носители мифологического и магического мышления (так в общем можно назвать современных дикарей) в первую очередь стремятся заручиться поддержкой «большого брата». Охотники как никто другой заинтересованы в помощи дерева, ведь оно может скрыть от них зверя, а может и оголить. Земледельцы, которым приходится вывести лес на каком-то участке, должны как бы извиниться перед лесом и поэтому приносят ему жертву.

У племени ибибо из Южной Нигерии есть такое поверье. Человек, попав в беду, отправляется к огромному дереву, растущему на опушке леса. Он ложится у его подножия лицом вниз с распростертыми руками и так молится дереву: «О дерево, ты большой человек, и все тяжкое для тебя – всего лишь мелочь. А я - маленькое существо, бедное и слабое, моя беда слишком тяжела для меня, и мне ее не вынести. Если ты такое сильное, не заберешь ли ты ее у меня? Ведь для твоей силы это будет всего лишь ничто». Затем, после принесения жертвы дереву, просящий уходит с миром. И на следующее утро чувствует, что проблемы уже не так сильно давят на него. Аборигены и белым людям, посещающим их края, настоятельно советуют освоить эту практику. Говорят магическая формула, приведенная выше, действует одинаково на всех языках. Практикуйте!

Бася Васечкина

деревья, необычное