Дефанс

Дефанс

 

Что ни говори, а контрасты всегда интересны. Во времена глухого социализма была популярна фраза, что, мол, Нью-Йорк – город контрастов. Только имелся в виду контраст между богатыми и бедными жителями этого города. И без этого Нью-Йорк город интересный. Но хотелось бы подвести «контрастную» теоретическую базу к Парижу. Во французской столице тоже контрастов хоть отбавляй. Мы не имеем в виду социальный аспект этого вопроса, так сказать. Мы всё о городском ландшафте.

увеличить фото

  С одной стороны в Париже мирно уживаются Лувр и центр Помпиду, Эйфелевая башня и Елисейские поля. Но есть в столице особенный квартал, который называется Дефанс (La Defense), набитый под завязку зеркальными небоскребами необычной формы из стекла и бетона. Этот район даже называют парижским Манхэттеном (еще одна параллель с Нью-Йорком, с контрастов которого мы перекинулись на Париж). Здесь расположен центр делового Парижа, с офисами, банками и представительствами крупных компаний.

  Если прочертить линию от Лувра, через Елисейские поля и вывести ее прямиком к Триумфальной арке, легким росчерком пера можно дочертить ее прямиком до квартала Дефанс. И получится прямая, которая радиусом пролегает через весь Париж.

  Есть мнение, что Дефанс, вроде бы, как и не Париж вовсе. Но границы современного города и пригорода настолько размыты, что четко определить, является ли Дефанс Парижу родным кварталом или двоюродным пригородом не представляется возможным.

  А началось все это безобразие (не подумайте, что это критика, отнюдь) при президенте де Голле, который отчаянно любил французскую столицу и хотел вернуть ей славу и блеск, которые Париж подрастерял к середине прошлого столетия. Посему в 1955 году было принято решение о грандиозной перестройке квартала площадью в 160 га, расположенного на территории трех коммун: Пюто, Курбе-вуа и Пантера.

  План был до смешного прост: этот маргинальный клочок земли надо было застроить небоскребами, а также соорудить поблизости жилые дома. Для реализации задуманного проекта были привлечены архитекторы, инженеры, скульпторы из Франции и других стран. В дело шли самые современные материалы и технические приспособления.
 

увеличить фото

  Имелась также одна, но очень серьезная проблема – транспортная развязка. По оценкам специалистов, ее решили довольно остроумно – был сооружен огромный бетонный тротуар больше километра длиной, спускающийся к Сене. Под этой платформой и был спрятан гигантский транспортный узел, включающий в себя автодороги, железнодорожные пути и вокзал, автобусную станцию и автостоянку на 1200 мест. Под этим тротуаром расположились подземные этажи башенных домов и всевозможные коммуникации.

  А над платформой выросли многочисленные небоскребы. Самая высокая башня ФИАТа вытянулась вверх на 45 этажей. Начиная с 1964 г. в квартале выросло 45 башен, в которых разместилось более 600 крупных фирм, банков, страховых компаний.

  Жилые дома несколько ниже офисных, но не менее экстравагантны. Посмотрим, хотя бы, на расширяющуюся книзу башню Дефанс 2000 или белую башню, которая называется Ева (она в форме эллипса). В жилых домах счастливо проживает уже 20 тысяч человек. Естественно, то, что называется инфраструктура, там тоже предусмотрено. Первые этажи жилых домов «оккупированы» торговыми, культурными и спортивными комплексами. Вот пишу о Дефансе и ловлю себя на мысли, что, на самом деле речь идет о городе будущего. А потом спохватываюсь и понимаю, что этот город уже есть и ничего придумывать уже не надо.

увеличить фото увеличить фото увеличить фото

Мария Квакина, photo by Exciter

Франция, Париж, архитектура