Вода в садах: от мавританских до итальянских

Вода в садах: от мавританских до итальянских

 

Несмотря на достаточно большое количество хронологических совпадений, движение от ислама к Италии эпохи Возрождения знаменует обширный культурный сдвиг, а использование водных элементов в садах подверглось значительным изменениям. Изначально эта традиция существовала в качестве характерной черты, символа - вода представляла душу сада, что, в свою очередь предопределяло утонченность и изящество ее использования, после того она превратилась в декоративный элемент, способ выражения и возможность произвести должное впечатление путем сочетания украшения и движения. Возрожденческое настроение, присущее не только искусству того времени, но и воплощенное в интеллектуальных трудах, воспевающих силу человеческого разума, четкое ощущение того, что человечество освободилось от пут темного Средневековья и восстановление центральной позиции человека в природном и космическом пространстве, было адекватно отражено в движении воды, провоцируемом фонтанами, символизирующими среду, в которой замечательно сочетались живительный, физический и декоративный элементы. Впоследствии живописные и полностью контролируемые водные каскады в садах эпохи Возрождения и выполненных в стиле барокко стали средоточием идеи превосходства человека над природой.

Эволюция садов раннего Возрождения от осторожных замкнутых пространств hortus conclusus, характерных для Средневековья до увеселительных садов вокруг поместий может быть рассмотрена через увеличение роли водных элементов. Кроме того, разумное восхищение, присущее античности, сочетающееся со все расширяющимся реальным знанием, формируемым археологией, позволило садоводам создать стиль, который одновременно был похож на творения обожаемых ими римских и греческих предшественников и представлял большие возможности для быстро развивающихся художественных, архитектурных и инженерных способностей. Петрарка восхищенно писал о вдохновении, которое ведет людей к возведению «алтарей там, где бьют из невидимых источников ключи», а римский гуманист Анджело Колоччи намеренно пробуждал мир Древнего Рима, расположив с своем небольшом садике статуи водных нимф, лежащих в арках акведука. По мере того, как сады эпохи Ренессанса становились архитектурно более разнообразными и «уверенными», эти изменения были выражены в использовании воды, которая представала как неотъемлемая часть композиции сада, вдохновляющий декоративный элемент.

Каскад
Один из наиболее «живых» водных элементов, каскад, появляется в различных вариантах, например, catena d'acqua и водяная лестница; эти элементы были достаточно распространены в итальянских садах эпохи Возрождения. Они также использовались для создания вычурных архитектурных ансамблей в классических садах и как часть природной композиции в ландшафтных садах в 18 веке и чуть позднее. Каскад - основной элемент, существовавший, в основном, в Европе, хотя примеры следования такому построению рисунка сада могут быть найдены в садах Магхала в Кашмире. Одни из самых богато украшенных каскадов были возведены в классических французских садах, таких как Сэн-Клу, но кое-где в Европе можно отыскать и более обширные композиции, например, в Уилхельмсхоэ и Палаццо Реале, Казерта, а также и более роскошные, например в Ла Гранья и Петергофе.

Catena d'Acqua
Прием catena d'acqua (вольный перевод этого понятия звучит как «водная цепь») представляет собой вариант каскада, усовершенствованный в период итальянского Ренессанса. Вода по каналам подавалась к центру архитектурного пандуса, окруженного камнем, стилизованным под звенья цепи. В Европе существует два наиболее интересных примера этой техники - Вилла Ланте и сад Казино в Палеццо Фарнезе, Карпарола.

Чадар
Один из видов покатых водяных горок, характерный для исламских садов и достигший своего совершенства в садах Магхала в Кашмире. Каменные каналы использовались для переноса воды по нисходящей с одной терассы на другую - чаще всего такая техника использовалась по периметру сада, а не в центральном каскаде - и были расположены таким образом, чтобы по максимуму отражать солнечный cвет.

На фото:

 1. Вилла Гарцони, Коллоди. В парковый ансамбль включено огромное количество
замечательных и разнообразных водных элементов, например, забавная фигурка водоноса.
  2. Водные боги, скульптура и водный элемент, завершает целый ансамбль на вилле Карпарола.
  3.Великолепный грот в Садах Боболи, Флоренция.
  4. Сatena d'acqua, водная цепь на Вилла Ланте
  5. Чадар в Нишат Багб, Кашмир.

Чахар-Ба
Основная техника, используемая во всех исламских садах – четырехлистник, где квадратный или прямоугольный сад делился каналами, проложенными крестообразно. Этот термин также используется в названии некоторых мест, например, проспект Чахар-Ба в Исфахане, центральная улица города, вдоль которой проложен канал.

Горка
В отличие от каскадов, водяные горки позволяют ручьям стекать вниз безо всяческих препятствий. Они часто используются в разноуровневых или террасных садах в качестве «средства доставки» влаги с одного уровня на другой, что роднит их с чадаром в тюркских садах.

Фонтан
Самая важная архитектурная и оросительная деталь в садах, восточных или западных, это, несомненно, фонтан. Ни один другой элемент не достиг такого разнообразия, высот технической мысли и столь благородного изящества. На протяжении практически всей истории человечества наиболее успешные и впечатляющие фонтаны получали влагу через систему, основанную на силе тяготения, а не через какое-либо искусственное сооружение, например, паровой насос. Такая система гарантировала регулярную подачу воды к самому сложному элементу в саду. Под фонтанами пролегал лабиринт труб, пересекаемых клапанами и задвижками, призванными контролировать распределение воды по бесчисленным фонтанным выходам на территории всего сада.

Фонтаны можно разделить на две категории: со скульптурными композициями и без таковых. В последних привлекательной была сама волшебная игра водяных струй. Скульптурные же фонтаны достигли своего расцвета в итальянских садах эпохи Ренессанса. Скульптурные группы для фонтанов создавали самые знаменитые мастера того времени, хотя, даже их затмило великолепие фонтанов, украсивших несколько позже сады Версаля. В европейских садах, охваченных Ренессансом и Барокко, преобладали архитектурные элементы, декоративные фонтаны стали неотъемлемой частью паркового дизайна. Они были центром, к которому стремились аллеи, а во многих случаях (особенно в Версале) фонтаны превращались в основное изобразительное средство сложнейшей иконографии сада. Стирание фонтанной основы постоянным движением воды предполагало использование в основном мрамора и металла, а не собственно камня.

Если фонтан не украшался скульптурой, то водной композиции оставалось рассчитываться только на высоту выброса струи. Примером такого архитектурного минимализма может служить Императорский фонтан в Чэтсуорте. В исламских садах, а на Востоке, напомним, скульптурное изображение человека запрещено Кораном, фонтаны Були просты и служат своему первоначальному предназначению – приносить прохладу в иссушающе-жаркие окрестности. Именно поэтому наиболее распространенными были питьевые фонтанчики, струя в которых лишь слегка поднималась над поверхностью.

В современном саду фонтаны становятся идеальным фоном для абстрактной скульптуры и живописных деталей ландшафтной архитектуры. Волнение и колебание движущейся воды остается неизменным на протяжении веков, сохраняет за собой роль основы. А электрический насос стал широко применяться для снабжения фонтана водой.



Giochi d’Acqua
Итальянский термин giochi d’acqua, может быть переведен как «водные игры». Игры ждут ничего не подозревающих посетителей, которых чаще всего встречает резкая струя воды из какого-нибудь укрытого от посторонних глаз места (проем в стене или лавка). Так называется и самая высокая точка, достигаемая струей фонтана в садах эпохи Возрождения. Такие фонтаны были описаны еще в латинских текстах, но настоящая популярность пришла к ним во времена господства Ренессанса и Барокко, когда такие «водные шутки» отражали современное чувство юмора и достижения техники. Например, птички, которые начинали петь или фигурки двигавшиеся под действием водяной струи. Именно по причине полного господства таких птичек, фигурок и прочих «мелких шалостей» сад Пратолино был самым популярным в Европе. Giochi d’acqua часто размещались в гротах.

Покров
Покров – поток воды, ниспадающий по плотине или каскаду, очень часто встречается в тюркских садах Кашмира.

На фото:

  6. На этом плане Тадж-Махала, датированным 1828 годом показан чахар-ба, делящий сад на четыре части.
  7. Зарисовка фонтана в Хэтфилд Хаус (Соломон де Коз), Хертфордшир,1612 год
  8. Фонтан в Каза де Пилатос, Севилья
  9. Шуточный фонтан виде дерева в Чэтслуорте, Дербишир.
  Множество типов фонтанов в Смешанном саду Гранады (10), замке Уорвик (11) и Клеве (12).
(13) Грот Орфея, спроектированный Томасом Франчини в Сен-Жермен-АН-лэ
  14. «Покров» в Рокстонском аббатстве, Оксфордшир.

Грот
В Древней Греции источники, бьющие в горных пещерах, чаще всего становились священными местами, считалось, что это убежище богов, нимф и прочих мифических существ. Именно поэтому грот вскоре приобретает символическое значение, становится одним из самых любимых элементов в саду. Гротам придавался скрытый смысл, а внутреннее убранство зачастую было очень необычным. Изначальная грубость влажной горной пещеры, каменные стены с постоянно стекающей водой воспроизводились в европейских садах веками, украшались множеством слегка фантастических элементов. Из грубых жилищ они превратились в места чистой фантазии: сводчатые потолки с прозрачными сталактитами, необработанные стены становились скульптурами, высеченные фигуры животных помещались в ниши, а бесконечная вода была представлена здесь в бесчисленных вариациях - в виде тайного источника, удивляющего посетителей своей незаметностью или в виде ручья, стекающего в небольшой водоем. В большинстве итальянских садов грот присутствовал как неотъемлемая часть панорамы, как возможность подчеркнуть ее протяженность. В европейских странах очень любили показать вид, очаровать близостью природы, а грот стал символом этого восхищения ландшафтом, перешедшего и в девятнадцатый век. Самые живописные примеры модно встретить во французских классических садах, немецких садах и английских ландшафтах 18 века.

Маскарон
Маскарон (стенная маска) - небольшой декоративных элемент, иногда только архитектурный, украшающий замковый камень арки или дверного проема, или же созданный с помощью воды, если используется в фонтанах, каскадах или стенах. В последнем случае рот маски - исток небольшого ручейка. Такие маски были очень популярный в маньеристских садах и в европейских садах семнадцатого-восемнадцатого веков. В небольших современных садах маскарон, пожалуй, самое удачное средство «поставки» воды. Причем как в восходящих элементах, так и в нисходящих.

Убежища нимф
Такие убежища появились в садах еще во времена Древней Греции и Рима, как архитектурное прославление их мифических обитательниц. Они были спроектированы как комнаты, объединенные террасой, или же обособленные. Они богато украшались колоннами, скульптурами и другими архитектурными деталями. Вся картина завершалась уединенным местом в центре композиции или апсидой с небольшим фонтанчиком.

Водяные струи
Водяные струи - своеобразная альтернатива фонтану, разница заключается лишь в том, что вода из такого рукава вытекает, а не «выбрасывается» под давлением. Вода доставлялась именно таким образом в самых ранних фонтанах в садах Египта и Месопотамии. В садах по всему миру влага доставлялась по трубам к водоемам и каналам. Возможно, самой живописной композицией, выполненной в этой технике, остаются головы дельфинов в замковом парке Куранс.

Водяная лестница
Водяная лестница - разновидность каскада, где поток воды принимает форму ступенек. Такие композиции прекрасно подходили для итальянских садов, спроектированных по нисходящей. Прекрасный образец находится на Вилла Альдобрандини и Вилла Гарцони. Правда, самые впечатляющие водяные лестницы были возведены во французских классических садах, например, в Со. Один из выдающихся образцов - восстановленные «речные пороги» в замке Вилетт.

Водный театр
Театры как архитектурный элемент были очень популярны в итальянских садах эпохи Возрождения, самые известные из них сохранились на Вилла Марлиа и Изола Белла. На Вилла Альдобрандини вода создает живописнейший эффект водного театра, высеченного в несущей стене сада. Стена богато украшена: арочные ниши, где расположены красивейшие скульптуры и выведены фонтаны. В центре - фигура атланта, вода стекает с поддерживаемого им земного шара и бьет из фонтана чуть вверху на стене.

На фото:

 15. Стенная маска как фонтан на Вилла Реале, Кастелло
  Водяные струи могут появляться изо рта разных существ - настоящих или мифических:
Кляйн-Гринике (17),Куранс (18), Вилла Реале (19).
  20. Водяная лестница в Нолкер Холл, Кумбрия
  21. Фигура атланта - архитектурная доминанта в водном саду на Вилла Альдобрандини

  Ссылки по теме:
Мавританские водные сады

фонтаны, история