Москва, которой нет

Москва, которой нет

 

  Когда-то московские пейзажи считались одними из самых красивых в мире. Когда-то… Уютных мощеных улочек, домов с палисадниками и роскошными садами больше нет. Зато есть новомодные монолитные конструкции европейского образца и огромный строительный комплекс, что все время требует новых территорий.

  После пожара 1812 года специальная городская комиссия, куда вошли лучшие архитекторы, разрабатывала план восстановления города. Архитектурный облик домов должен был вписываться в окружающий ландшафт, гармонировать с ним. Доходило до того, что Осип Бове, архитектор мирового значения, самолично исправлял планы частных строений, чтобы они не испортили общей картины. Наверное, это одна из причин того, почему в Москве такое множество памятников архитектуры (почти три тысячи), особенно в ее центре.

  Россия — удивительная страна. Это единственное государство, которому при его масштабах, всегда не хватает места. Но в Риме тоже мало места. Только отношение к культурным ценностям другое. Трудно представить, чтобы кто-то взялся за перестройку Колизея и сделал бы из него самый лучший в мире спортивный комплекс. А вот надстроить мансардой творение Шехтеля для удобства будущих владельцев – это нормально.

  Другой коммерчески успешный вариант: реставрация путем воссоздания. Подлинный дом сносится, на его месте возводится копия. И у какого-нибудь дома, где любил бывать Пушкин, появляется подземный гараж и пара подземных этажей в придачу. Естественно, ни о каком сохранении внутренней планировки речи быть не может. В лучшем случае, сохранят и перенесут на новодел особо ценные элементы декора. Общественность спокойна – дом выглядит примерно так же, владельцы тоже – все их замыслы реализованы.

  По меткому выражению Алексея Комеча, директора Государственного института искусствознания РАН, вместо памятника мы получаем его восковую фигуру. За последнее десятилетие снесено и «реконструировано» по разным оценкам от 200 до 400 памятников. То есть, скоро Москва сможет претендовать на звание «города восковых фигур».

  На самом деле, все очень печально – теряя подлинники, мы лишаемся своего прошлого. Мы просто вычеркиваем его из жизни как что-то ненужное, пропахшее пылью и нафталином. Но что взамен? Как мы будем рассказывать историю своим детям? «Это дом Герцена, точнее, место, где стоял его дом»? Что сможем показать? Повезем детей в Рим?

  В Интернете существует достаточное количество сайтов, посвященных истории и архитектуре Москвы. Возможно, это разновидность интеллигентного способа борьбы, возможно, дань прошлому, своего рода покаяние… И попытка попросить прощения у будущего. Сайт «Москва, которой нет» - не исключение. Дома, планомерно уничтожаемые в реальности, продолжают свою виртуальную жизнь. И дом Экономического общества офицеров на этом сайте навсегда останется бесценным творением Залесского и никогда не станет плохо осмысленной копией «Военторга».

Материал предоставлен сайтом http://moskva.kotoroy.net.