Ограды и входы

Ограды и входы

 

Искусство проектирования японских садов, прежде всего, связано с освоением некоторых дизайнерских приемов: например, техники обрамления сада, проработки композиции, должного баланса элементов. Обладая подобными знаниями дизайнер может создать сад, в котором будет витать дух Японии, практически не ограничивая себя в выборе материала, как традиционного, так и современного.

Японские сады чаще всего ассоциируются у нас с какими либо предметами, используемыми при проектировании, но на самом деле сад обретает «японское лицо» исключительно за счет пространственных решений. Дизайнеры делят пространство сада оградами - что, в свою очередь, предполагает наличие проходов - именно эти два элемента играют важнейшую роль в японском ландшафтном дизайне. Принципы границы и перехода органично вплетаются в общую концепцию японского пространственного дизайна, поскольку эти же принципы лежат в основе построения японского общества. Двери (ворота, калитки) отражают и символизируют традиционные социальные рамки, социальные границы и переходы. Японцы всегда считались народом, стремящимся к объединению, они осознают себя только в качестве членов какой-либо социальной группы - семьи, компании, школы, клуба. Вхождение в группу, членство в ней имеет огромное общественное значение. Эти групповые границы и нашли свое отражение с ландшафтном дизайне в виде оград и входов. Большинство классических японских садов достаточно четко очерчены в пространстве. Иногда это связано с недостатком территории в условиях города, но, чаще всего, ограда служит обрамлением. Дизайнер использует эту естественную границу чтобы оценить, общий вид сада и то, насколько гармонично он встраивается в окружающее его пространство. Если же такой границы нет, сад будет противопоставлен своим окрестностям и едва уловимые внутренние композиционные связи будут нарушены. Ограда позволяет воспринимать сад как отдельное независимое произведение искусства - например сады кэр-сан-суй, вокруг святынь дзэн-буддизма, которые воспринимаются как картины.

Ограда предполагает наличие входов. Достаточно типично для дизайнера использовать ворота в качестве мостика, через который его сад общается с внешним миром, равно как внутренние калитки соединяют разноуровневые пространства в пределах сада. Хорошим примером такого соединения могут служить парки в поместьях дайме периода эдо. Парки были спроектированы в виде нескольких совершенно различных «картин», которые вырисовывались непрерывной чередой перед взором гуляющих. Иногда смена таких картин обозначалось физическим разделением пространства - деревянными воротами, но чаще всего переходом служила небольшая рощица, овраг или наоборот - возвышение или любой другой «эфемерный» вход. Другой пример использования входов, правда в несравнимо меньших масштабах - чайные садики. В этом случае речь идет не только о входе в физическом смысле, но и о духовном вхождении.

Пустоты и расстановка акцентов
 
   Следующая немаловажная деталь проектирования внутреннего пространства сада - проработка пустых мест. Пустоты в данном случае несут и духовную нагрузку - японцы называют их ма. Это коротенькое слово имеет огромное количество значений. Иероглиф, обозначающий «мэ», может также иметь несколько вариантов прочтения - айда, кен, кэн и джэн. Эта многозначность иероглифа делает необходимым небольшой экскурс в историю самого слова. Схема, представленная выше, также поможет разобраться во всех нюансах.
   Термин мэ, в самом общем смысле, может быть определен как вакуум, пустота или пространство - физическое, социальное, временное или же комбинация их. Ма -- это последствия каких-либо событий или результат достижения цели, которые «обрамляют» пространство и являются причиной его существования. Ма - это не только результат действий и событий, но и, одновременно с этим, их точка отсчета. Прерывистость ритма в японском танце, резкие движения актеров театра но, звуковые пустоты в национальной музыке, дистанция между гостем и хозяином во время чайной церемонии, белые пятна на рисунках тушью - все это может быть описано термином ма.
   Ландшафтные дизайнеры добиваются создания ма различными способами. В частности, пустые пространства могут возникать физически - при движении по саду; зрительно - при его созерцании (в этом случае они просто домысливаются, хотя на самом деле их нет); либо созданием временных пустот - остановок, которые провоцируются проектировщиком сада, дабы в полной мере насладиться им. С точки зрения религии ма олицетворяет принцип му - небытие, центральную идею дзэн-буддизма. В эстетическом же отношении дизайнеры используют многозначность ма, чтобы создать йохаку-но-би, красоту малого количества элементов, которая так ценилась в средневековом искусстве.

Рис.1 - "Если же такой границы нет, сад будет противопоставлен своим окрестностям и едва уловимые внутренние композиционные связи будут нарушены". Риоджен-ин, Дайтуки-джи, Киото.
Рис.2 -  "Ма -- это последствия каких-либо событий или результат достижения цели, которые «обрамляют» пространство и являются причиной его существования". Токаи-ан, Муошин-джи, Киото.
Рис.3 - "Ограда предполагает ворота". Внешний вход в чайный садик, Шокадо, Киото


 

Иероглиф Произношение Буквенное обозначение Значение
ма   пространство, время
айда   интервал ( в пространстве или времени)
кен   линейное, одномерное пространство, длина татами, страндартная единица в архитектуре
ма   двухмерное пространство, хиро-ма - большой зал для торжеств
кукан пустой + ма трехмерное пространство
джикан время + ма время
нинджэн человек + ма люди
японский сад, храм, ландшафтный дизайн