Соблюдая традиции

Соблюдая традиции

 

Замок 16 века – лишь дополнение, фон к великолепному саду, восстановленному по образу и подобию своего предшественника.

увеличить фото Классические узорные клумбы из цветов, посаженных в гравий  – основной элемент стиля, бывшего очень популярным во Франции на протяжении всего 17 века. Основателем его  считается знаменитый мастер Андрэ ле Нотр.

  Множество летних вечеров может проводить в своем саду, сидя на перевернутом ведре и планомерно уничтожая сорняки, Мари-Соль, княгиня Тур д’Овэрнь. Взяв с собой в компанию спрингер-спаниэля Эндсли, она наслаждается этим моментом и общением с растениями. Такая работа – именно то, что ей просто необходимо после тяжелой недели в Париже.
  Как председатель Французского общества культурного наследия Мари-Соль занимается тем, что выискивает средства для сохранения архитектурного наследия Франции; дома она присматривает за своим собственным наследством. Она вместе со своими братьями и сестрами является попечителем замка д’Эне-ле-Вей, расположенного в 280 км к югу от Парижа в провинции Берри (центральная часть Франции). Поместье принадлежит ее семье вот уже более 500 лет и имеет богатую историю. Одним из многих исторический «напоминаний» является музыкальная шкатулка, подаренная владельцам замка Марией-Антуанеттой за преданность короне, проявленную во время Великой Французской революции 1789-1799 годов.

Сказка
 

  Эне-ле-Вей – один из самых известных замков в долине Луары. Он представляет собой достаточно внушительную усадьбу, построенную в начале 16 века в границах восьмиугольной крепостной стены, сохранившейся с 13 века. Дополняют картину 9 сторожевых башен и ров, в который поступает вода и реки Шер. Если перейти мост и войти в крепость, возникает полное впечатление сказки.
  Ощущение усиливается, когда перед глазами открывается огромный (2 гектара) сад, за которым виднеется сам замок. Во время цветения он источает целую гамму пленительных ароматов и расплывается светло-голубым, розовым, белым и желтым. Этот современный сад, с его прямыми линиями, аллеями и симметрией включает в себя множество значимых деталей – канал, обнесенный стеной фруктовый сад, каменные беседки, сохранившиеся с 17 века.


Величественная архитектура, исторический ров в замке д’Эне-ле-Вей (рис. 3) в настоящее время дополнены такими же величественными садами, разбитыми здесь в последние 20 лет.

  Канал, соединенный со рвом, отделяет небольшой клочок земли – остров – на котором раньше был разбит огород. В дальнем конце есть еще одно огороженное пространство, бывшее раннее фруктовым садом. Сейчас на этом месте – несколько «секторов», каждый из которых отражает определенный стиль в садово-парковой истории Франции (вьющиеся розы, живые изгороди, фруктовые деревья самых причудливых форм). Еще один новый элемент в саду – розарий, разбитый перед замком. Входом в это царство ароматов служит небольшая беседка, увитая светло-кремовой розой «Бобби Джеймс».

Возрождение сада
 


Мари-Соль, княгиня Тур д’Овэрнь, и ее спрингер-спаниель Эндсли занимаются восстановлением садов в Эне-ле-Вей

  Возрождение сада в Эне-ле-Вей началось 19 лет назад. В то время поместье было ничем иным, как огромным парковым пространством, плавно переходящим в пастбище. Кроме того, в 1984 году ураган погубил большинство деревьев и перед замком образовался пустырь. Это случилось как раз тогда, когда Мари-Соль заинтересовалась проектированием садов и твердо решила восстановить сад в своем имении. Она увидела в пронесшемся урагане в какой-то мере волю провидения и убедила своих братьев и сестер, что способна превратить пустырь в сад, достойный замка.
 Мари-Соль говорит, что замки Франции завоевывали свою славу либо архитектурным     ансамблем,    либо   садами.   В   Эне-ле-Вей   она    хотела 

добиться гармонии этих двух компонентов. Такое решение позволило бы многочисленным гостям получать истинное удовольствие от визита. Популярность, а, соответственно, и финансовые вложения, помогут сохранить поместье для следующих поколений. То, что она хотела создать, было не просто фоном замка. Идея состояла в то, чтобы отразить все ее увлечение садом, всю ее привязанность к земле, с которой связано множество трогательных воспоминаний. Мари-Соль сначала принялась за розарий, который должен был хранить память о ее матери Жанне де Кольбер, чьей истинной страстью были розы. Отец Мари-Соль, Жеро д’Алиньи, также был «увековечен». Памятником ему стала грабовая беседка, где иногда очень хочется посидеть и почитать его стихи. В самом же розарии благоухают очерченные лавандой клумбы с пепельно-голубой Perovskia atriplidfolia, белой Centranthus и еще с двумя сотнями старинных французских сортов роз. В 80-е годы, когда Мари-Соль только начинала коллекционировать сорта, эти розы были непопулярны и даже находились на грани исчезновения. Многие садоводы предпочитали новые виды, но наша героиня осталась верна великолепному аромату старинных цветов. Она надеялась возродить интерес к ним, сажая их в своем имении, причем как кустарниковые, так и вьющиеся виды. Она подтверждала некий «исторический уклон», присущий коллекции, пополняя ее сортами, названия которых ассоциировались с прошлым. Например, достойное место здесь занимает яркая пурпурная роза Кардинал де Ришелье или светло-вишневая Королевская роза. Но, несомненно, гордостью розария является роза Кольбер, выведенная в 1989 году в Дельбаре, главном питомнике региона Оврэнь, специально для этого сада. У этой розы лепестки белые, покрытые мелкими розовыми точечками. А свое название цветок получил от предка Мари-Соль Жана-Батиста Кольбера (1619-1683) – влиятельнейшего политического деятеля при дворе Людовика XIV.

Восстановление фруктового сада.

  Найти подходящие сорта роз было достаточно сложно в те времена, поскольку специализированных питомников во Франции было не так уж много. Мари-Соль обратилась за советом к Пьеру Жуайо, опытному селекционеру и ландшафтному дизайнеру, который жил неподалеку – в 12 км от замка. Он и стал руководителем нового проекта, который Мари-Cоль собиралась воплотить в жизнь. Она хотела спасти разросшийся фруктовый сад, который, как она прекрасно помнила, всегда назывался chartreuses. Так же называлась часть сада в замке Канон в Нормандии, который некогда принадлежал картузианскому монашеском ордену, основанному в Шартре в 11 веке.
  До chartreuses в ее поместье можно было добраться, минуя остров. Занимала эта часть сада 0,5 га. Границами ее были: с трех сторон – внешние стены имения, высотой 4 метра, построенные из кремового песчаника. На переднем плане, со стороны острова стены никогда не было. Chartreuses разделен на пять «комнат», где раньше росли фруктовые деревья. Мари-Соль помнила урожаи вишни, слив, винограда, яблок, из которых всегда делали сидр.
  Последний главный садовник в Эне, Альбер Амизэ славился своим умением ухаживать фруктовыми деревьями. Он ушел на пенсию в 60-е годы и с тех пор сад в имении начал зарастать крапивой, плющом, кленами и бузиной.

Что скрывалось за аркой

  Мари-Соль впервые принялась за фруктовый сад в 80-е годы. Тогда ей помогала мать. Однажды, занимаясь прополкой в одной из «комнат», они обнаружили арку, ведущую в соседний «отсек». Арка оказалась первой из целого арочного комплекса, тянущегося вдоль задней стены и соединяющего «комнаты».
С того момента прошло 8 лет, и Мари-Соль вновь предприняла попытку осуществить свою давнюю мечту, на этот раз с помощью Пьера. Они выровняли плодородный слой почвы между арками, что позволило разом восстановить аллею, соединяющую chartreuses в полновесную композицию. Именно такой путь предстоял гостям, если они хотели полюбоваться садом, а изгородь из граба выполняла функции отсутствующей стены.
Все пять разделов сада были спроектированы в том же неуловимо очаровательном цветовом стиле, что и розарий, но здесь каждая «комната» хранила свой дух. В первой поселилась смешанная английская клумба во второй – аккуратно обрезанные фруктовые деревья. Третья была истинным образцом декоративного сада с тисовым флигелем, Четвертая – средневековым «травяным» садом. И, наконец, последняя комната открывала своим гостям классическую французскую узорную клумбу, которая была разбита напротив деревянной серебристо-голубой решетки ручной работы.

С оглядкой на историю

  Конечно, ни один из разделов не может точно воспроизвести истинный вид старинного французского фруктового сада 17 века, но достоверная реконструкция никогда и не была целью Мари-Соль. Причина здесь очень проста – до нас дошло ничтожно малое количество сведений о реальных аристократических садах до 19 века. Вместо этого наша героиня представила посетителям своего поместья некое подобие моментальной экскурсии по нескольким парковым стилям. Например, в последней «комнате» Вы можете перенестись в Версаль 17 века, созданный Ле Нотром.
  Остальные идеи Мари-Соль и ее помощники брали из старинных книг, например Les plus excellents bastiments de la France Жака Андурэ дю Серсо. Именно благодаря этой книге появилась липовая аллея, обрамляющая «травяной» сад. Мари-Соль также сохранила истинное лицо сада, используя фруктовые деревья. Обрезанные яблони и груши переносят нас во фруктовый сад Людовика XIV, спроектированный в Версале Жаном де ла Кинтити. В центре сада можно увидеть сводчатую галерею с окантовкой из грушевых деревьев неизвестного сорта, которые обвивают шесть металлических арок. Весной эта галерея наполнена цветочным ароматом, осенью – зрелыми плодами.
  С другой стороны галерея окружена отдельно стоящими фруктовыми деревьями, обрезанными в виде кубков, канделябров, пирамид, колонн. По стенам тянется шпалерник.
  Часть из всего этого великолепия была куплена уже обрезанной, но Мари-Соль нравиться самой создавать самые причудливые формы. Ей, например, нравится придавать яблоне форму многоуровневой спирали, закручивающейся к центру. Дерево обильно плодоносит, даже если используется хозяйкой только в качестве полигона для новых форм. Хотя для того, чтобы сделать только один уровень понадобилось 10 лет, а второй еще не закончен.
Следующая красавица, которая еще не обрела свои окончательные формы – тутовая рощица в декоративном саду. Посажено уже 30 деревьев в шахматном порядке (квадраты сформированы так, что каждые пять деревьев символизируют, соответственно, края и центр). Деревья постригают на зиму, а весной на них образуются маленькие лиственные «леденцы». Так за ними будут ухаживать до того, как стволы достигнут высоты в 2,5 метра (8 футов), после крона будет расти свободно, пока не образуется подобие крыши.

Мечты о будущем

Многие растения в chartreuses требуют обрезки, например, двухметровые шары филадельфуса, узловатый дубровник, тисовые изгороди. Все это работа, требующая огромных временных затрат от Мари-Соль, Пьера Лабуро и многих других людей, которые специально приходят в сад работать. Конечно выделенные средства помогли в восстановлении сада, ремонте стен, укреплении берегов канала, но такие вложения не бесконечны. В саду достаточно много работы, а поток идей не иссякает. Мари-Соль мечтает привести в порядок остров и тисовый лабиринт перед розарием, и, принимая во внимание ее целеустремленность, можно не сомневаться, что она найдет способ осуществить свои планы. Что бы ни было там, в будущем, она возрождает этот сад и продолжает писать славную историю Эне-ле-Вей.


В коллекции Мари-Соль можно легко найти чисто белую розу Айсберг (Корбин), известную во Франции как Снежная фея. Здесь же и другая любимица британских садоводов – роза Проворная Констанс (Останс) с очень ароматными ярко-розовыми цветами. У необычной Rosa x. odorata “Viridiflora” (низкорослая) цветы зеленого цвета



Один из упомянутых нами сортов «Бобби Джеймс» способен радовать Вас белыми ароматными цветами около четырех недель в самом начале лета. Неприхотливый, хорошо приживающийся сор прекрасно подходит для украшения стен и деревьев. Цветы, достаточно большие для вьющихся сортов, образуют соцветия поверх глянцевой, медно-зеленой листвы.


 


Идеально подстриженные

 Promenoir - липовая аллея (4) – еще одна интересная деталь. Идея ее была взята Мари-Соль и одной книги 16 века. Фруктовый «скульптурный» сад (5), – яркий пример того, как в Версале обходились с яблонями и грушами. Центральная галерея и груш, растущих поверх металлических арок, обрамлена рядом обрезанных, отдельно стоящих фруктовых деревьев, а по краям этой композиции расположены низкие бордюры и ограждения.

Очаровательные детали
Внутреннее пространство chartreuses (обнесенного стеной сада) разбито на множество «комнат». Здесь мы видим классический декоративный сад, дополненный тисовым флигелем (1). Стены и арки (2) украшающие аллею, соединяющую пять стилистически совершенно разных «комнат» покрыты увиты розами (белым сортом День венчания,  а также сортом Новый восход с нежными розовыми цветами)
Плодоносящая красота
Изначальным предназначением chartreuses в замке Эне-ле-Вей было «вместить» в себя фруктовый сад. Именно поэтому в новом саду также есть фруктовые деревья, обрезанные каждый в своем стиле (веером, пирамидой, «колесом», буквой W ) (3). Возможно, с точки зрения развития сортов такие методы не очень хороши, но деревья, обрезанные так, дают ощутимо больший урожай


Фотограф СОФИ ЛЛОЙД
Корреспондент САРА ХИГГИНС