Авторская бумага и гравюры на камне.

Авторская бумага и гравюры на камне.

 

Производство бумаги зародилось в древнем Китае около 5000 лет назад, далее перекочевав в Японию и страны Юго-Восточной Азии. В настоящее время бумага изготовляется как промышленным, так и кустарным способами  (вручную). В Европе и Америке очень популярно изготовление бумаг, как самостоятельных произведений искусства, а не только в качестве материала для художников. Существуют профессиональные ассоциации художников ручной бумаги. Россия стоит в стороне по причине отсутствия культурных традиций в этой области, впрочем, как и в области ручной книги тоже.

Бумага льется из натурального мелко-вибрилированного сырья (хлопок, кенаф, абака и т. д.), либо из целлюлозы. В работе используются сита различных форматов, ванны и чаны для бумажной массы (пульпы). В которых она, расщепленная до определенного размера, намывается ситом вручную, так же, как моют золото: мелким покачиванием и промывом массы бумаги в воде и одновременным выравниванием листа по формату и толщине (массе).

Потом сито вытаскивают из воды, снимают верхнюю решетку, служащую ограничителем формата готового листа, переворачивают сито с готовым "намытым" листом вниз и с помощью губки отжимают воду, одновременно припечатывая лист к поверхности на которой он сохнет естественным путем. В Японии сушка происходит на огромных досках, отчего бумага с одной стороны повторяет фактуру дерева, а с другой - ткани сита. Листы имеют разные размеры, цвета, вкрапления натуральных растений и трав, служа порой и в качестве абажуров лампам. В Европе смелее используется коллажирование, ввод в структуру бумаги всего, что хочет художник для достижения своего замысла. Но это уже не лист в его классическом понимании.

Литография, как техника печати, предваряющая собой офсет, была изобретена в Мюнхене баварским немцем Алоизиусом Зенефельдером в 1793 году. В качестве матрицы для печати был выбран баварский известковый камень, чьи карьеры разрабатывались вплоть до последнего времени. На камень, с помощью специальной литографской туши и карандаша, содержащих в своем составе натуральный животный жир, наносился рисунок в зеркальном перевороте. После чего изображение дорабатывалось кистью, шаберами (иглами),  напылением  и т.д. Далее оно травилось специальным составом на основе сока ливанского кедра (гуммиарабик) и соляной кислоты, в результате чего поверхность камня становилась невосприимчивой к краске в открытых от рисунка местах, тогда, как в рисунке создавались тончайшие тональные градации. Возможность длительной тончайшей проработки деталей и нюансов сделала литографию передовой множительной техникой на тот момент. В Европе с ее помощью стали печататься деньги, ценные бумаги, ассигнации. Далее появилась хромо-литография, потом офсет, а теперь -"цифра".

Художник-дизайнер Игорь Задера.
Член Российского Союза Художников с 1992 г. и Международной Ассоциации Художников при ЮНЕСКО (IFA) с 1993 г.  С 1995 г. возглавляет литографскую экспериментальную творческую печатную мастерскую при Студии Военных Художников-Баталистов им. М. Б. Грекова в Москве. Работает в технике ручной печати авторской цветной литографии и литья авторской ручной бумаги.

Контакт:
(8-095) 288-64-96 (мастерская)
e-mail: zadera@rol.ru

бумага, литография, искусство