Сады итальянского Ренессанса

Сады итальянского Ренессанса

 

Барочные вариации в Италии

Во Флоренции XVI столетия сады процветали. К этому времени относятся сады Боболи с их Большим гротом, где три внутренних грота ведут к статуе Венеры. Это творение Жана де Болоня. Монументальный барочный сад на вилле Гарзони близ Лукки в «любезной Тоскане» был разбит в 1652 г. В нем есть эффектная водная лестница. Палладийные виллы Бренты близ Венеции сохранили архитектуру и сады унитарной концепции по теории пропорций Ренессанса: сад только продолжение архитектуры. Архитектура главенствует над природой.

Распространение итальянского сада

Сады XVI века во Франции, Англии и Нидерландах очень похожи. Беседки и аллеи, высокие клумбы и огороженные квадратные участки постепенно изменяют свой облик под влиянием идей итальянского Ренессанса. Многие итальянские мастера садово-паркового искусства работали в то время по всей Европе. Король Карл VIII и его армия были поражены виллами и садами Неаполитанского королевства, которое они захватили в 1495 г; Ремесленники, следовавшие за ними при возвращении во Францию в том же году, способствовали широкому распространению этих идей. Они вошли в основу первых французских творений. Эти тенденции проиллюстрированы произведением Жака Андруэ Дюсерсо Самые прекрасные здания Франции.

Саломон де Каус

Не кто иной как французский гугенот Саломон де Каус (около 1576-1626) стал связующим звеном между садоводческой традицией Италии и остальной Европы. Он путешествовал в 1605 г. по Италии, прежде чем отправиться в Брюссель создавать сад для эрцгерцога Альберта. После 1610 г. Каус отправился в Англию, где работал на королевскую семью - принца Генриха в Ричмонде, королеву в Сомерсет Хаусе и Гринвиче, а также в Хэтфилд Хаусе. В 1613 г. Каус последует, наконец, в Гейдельберг за принцессой Элизабет, бывшей замужем за Фредериком V. Там мастер спроектирует великолепные сады Хортус Палатинус, к несчастью, не сохранившиеся.

Исаак де Каус, возможно, родственник Саломона, великолепно знал планы его творений, опубликованные в 1620 г., когда также отправлялся в Англию. Он привел в порядок сад замка Уилтон в Уилтшире, один из шедевров уходящей эпохи Ренессанса. Как и в Гейдельберге, концепцию сада здесь определял план, в котором подчеркнута необходимость центральной площадки, откуда открывается вид на весь сад. Это главная особенность сада «по-французски», славы европейского XVII века.