Маленькая Спарта

Маленькая Спарта

 

1966-1990 гг. Маленькая Спарта. Будоражащий воображение парк скульптур, наполненный символизмом и поэзией в традициях, освященных веками, в котором садовники-поэты воплотили свои художественные идеи через формы окружающей их природы.

Маленькая Спарта (Little Sparta), ранее называвшаяся Стоунипэф - Каменистая Тропа (Stony path) была собственностью поэта и скульптора Иана Гамильтона Финлея (Ian Hamilton Finlay) и его жены Сьюи (Sue). Каменный дом, построенный в 1966 г. и окруженный несколькими старыми фермерскими постройками, расположен на площади 4 акра, на пустынном, обдуваемом ветрами склоне горы и находится на значительном расстоянии от парка, который создан сегодня.

На протяжении 30 лет Финлей жил и работал в Стоунипэф. Он создал много замечательных произведений искусства, и создание самого парка было частью этого процесса. Хотя уже в 70-х годах Финлей начал работать над созданием «затонувшего сада» напротив дома с системой небольших прудов, мысль об использовании его для выражения философских и творческих идей, начала осуществляться после того, как сад стал приобретать логически завершенные очертания.

В 1978 г. Финлей начал осуществлять в Стоунипэф, переименованный позднее в Маленькую Спарту, свой план, рассчитанный на пятилетний период. В этот период была создана галерея, расположившаяся в одном из зданий бывшей фермы, которая была превращена позднее в галерею, названную Парковый Храм. 15 марта 1983 г. Областной Совет Страфклайда наложил запрет на часть работ, созданных Финлеем и другими художниками, выставленных в Храме. В результате этого Маленькая Спарта была закрыта на один год. Однако, в 1984 г. парк и Храм были заново открыты для посещения. Главная комната в Храме – дань уважения пасторальным и классическим ценностям Французской Революции. Она служит, с одной стороны, как бы продолжением сада, сливаясь с ним, а с другой гармонично сочетается с высеченными колоннами и капителями, установленными в парке.

Рис1. «Существующий порядок…» гигантские камни близ Lochan Esk.
Рис2. Дорожка из камней через Средний Пруд.
Рис3. Таинственный проход.
Рис4. Война над Тихим океаном, записанная на камне.
Рис5. Рыбацкие корабли в окне.
Рис6. Вид на мавританский газон из парка.
Рис9. Пирамида

Ив Абрю в его книге о Иане Гамильтоне Финлее пишет: «взаимное проникновение сада и Храма является одной из главных достопримечательностей Маленькой Спарты».

Как можно объяснить, что такое Маленькая Спарта? Это необычайно интригующее место, особенно для того, кто не знаком с его предысторией. Что? и Почему? - постоянные вопросы, задаваемые посетителями, следующими указаниям удивительной, нарисованной от руки карте, которую перед входом вручает Финлей. И это, несомненно, очень важный момент для концентрации мысли, чтобы задать себе вопрос, что все это значит. Ответы могут быть найдены двумя путями и лежать на двух уровнях.

Вы можете либо прогуливаться, глядя на скульптуры и статуи, бассейны, лодки и солнечные часы, изучать поэмы и изречения, смеяться над шутками и каламбурами, блуждать по непонятным ссылкам, наблюдая сходства и контрасты в образах и все время поражаться той изобретательности и мастерству, с которым все это сделано. Или вы можете сначала прочитать книгу Ива Абрю о Иане Гамильтоне Финлее «Наглядный путеводитель» до того, как посетить сад и настроиться на философский, интеллектуальный и художественный лад. И тогда все кусочки этого интеллектуального ребуса соберутся воедино, а каждая непонятная мифическая вещь и каждый символ на многочисленных уровнях встанут на свои места.

В истории создания садов Маленькая Спарта играет знаменательную роль, продолжая традиции садоводства, уходящие к классическим временам. В нем мы видим продолжение традиций поэтов-садовников, самыми известными из которых являются Александр Поуп (Alexander Pope, 1688-1744) и Вильям Шенстоун (William Shenstone, 1714-1763). Это поэты, выражающие свои творческие идеи через форму окружающей их магии природы.

Рис7. Грот Энея и Дайдо.
Рис8. Мемориальный камень
Рис11. Гигантская золотая голова Аполлона.
Рис10. Аполлон и Дафния.
Рис12. «Определенного рода сады описываются как отступления, тогда как на самом деле они атакуют» Иан Гамильтон.
Рис13. «Классические сады наполнены Сумраком и Одиночеством и в них нет ни растений, ни деревьев» Иан Гамильтон

"Garden History" by Roger Phillips and Nicky Foy. Перевод Sir Andrews

Шотландия, сад, скульптура