Средневековый сад (продолжение)

Средневековый сад (продолжение)

 

Первые городские прогулки, первые парки отдыха

Властители каролингского правления издавали приказы о посадке публичных садов для развлечений. Известно, что такие сады существовали около тысячного года в Прадо в Испании, в Пратере в Вене, в Сен-Жермен-де-Пре и в Пре-о-Клер в Париже. Вероятно, эта традиция была очень распространена. До настоящего времени существовало мнение, что вплоть до Эпохи Возрождения парков не было. Но ныне известно, что персидское понятие о закрытом райском саде, воспринятое арабами, завоевало Северную Европу уже в XI веке, сначала Сицилию, потом Италию. Нормандские вторжения в Калабрию и Сицилию способствовали распространению его к западу, до берегов Англии.

Средневековые сады начинают окружать решетчатыми изгородями. Они создаются по моделям более простым, нежели римские с их излишествами. Границы сада, фиксировались с помощью ивового шпалерника. Сады закрываются также каменными стенами, плотными изгородями, подстриженными деревьями. Все сады и парки для отдыха или охоты были, таким образом, защищены от влияния внешнего мира.

Христианское аллегорическое видение: «закрытый сад»

Закрытый сад, сад мечты, тайный сад - носитель могущественного религиозного символизма, навеянного описанием возлюбленной, которое встречается в Библейской Песни песней: «Она - крепко закрытый сад, моя сестра, моя невеста, накрепко закрытый сад, закупоренный источник. Твои струи создают сад гранатовых деревьев, и у тебя самые редкие породы: белоус и шафран, душистый камыш и корица, мирра и алоэ, ладанные деревья. Они все с самыми тонкими ароматами». Как визуальная метафора, этот сад в средневековье становится аллегорией церкви представленной Пресвятой Девой. В этих садах невинности, «садах Марии», сами цветы являлись символами, проявлениями добродетели, а роза, предназначенная Пресвятой Деве, была первой.

Литературное видение: привлекательный сад

Наконец, известны воображаемые сады, описанные средневековой литературой и представленные в живописи и миниатюрах. Сад, воспетый Кретьеном де Труа в романе Эрек и Энида (около 1168 г.), - это рай с неувядающими фруктами и цветами, нежно поющими птицами... Роман о Розе, - это путеводитель по «стране любви» с ее садами.

Начатый в 1220 г. Гийомом де Лорисом, он имел на любителей книг чрезвычайное влияние, и век спустя, был переведен на английский язык. Райские сады - это идеальные аллегорические сады. В них сплелись воедино воображение и реальность. В литературных садах рыцарского романа христианские посылы превращаются в аллегорические символы удовольствия.

В средневековье сады имели два зеркальных отражения. Есть аллегорический, религиозный сад, «сад Марии», закрытый сад, где символичен каждый цветок. С другой стороны - находится сад куртуазной любви, литературный сад Романа о Розе. Оба сада - воображаемые, но они отражают реальность средневековья.

Сад Марии, написанный рейнским мастером в начале XV века, показывает лучший пример искусства сада в средневековье. Сочетание деревьев и цветов, растущих вдоль стен и на газоне, подчеркивает иную традицию, явно отличающуюся от традиции ограниченных посадок на небольших закрытых участках с аллеями. Это новое толкование античного «священного леса», изолированного стенами от внешнего мира и наполненного символами. Дева Мария окружена ангелами, святыми и птицами. Все здесь выполняют ритуальные действия: святая Доротея, например, собирает вишни. Можно насчитать по крайней мере 18 видов растений: среди которых лилии, ирисы, примулы, ландыши, маргаритки, штокроза, пионы, подснежники, клубника с плодами и цветами.

Первые отблески эпохи Возрождения освещают «Декамерон» Боккаччо

В середине XIV веки Декамерон итальянского поэта Боккаччо (1313-1375) становится связующим звеном между средневековьем и приближающимся Ренессансом. Группа благородных флорентийцев покидает пораженный чумой город, чтобы найти пристанище на вилле Фьезоле. Сад этого уединенного места еще средневековый, но его замысловатость уже предвещает великолепие садов вилл эпохи Возрождения.

Сады короля-мецената

Младший сын Людовика II Анжуйского Рене (1409- 1480) получает в наследство королевство Неаполитанское и Сицилийское. Герцог Анжуйский и граф Прованский, устраивает свои главные резиденции в Анжере и в Экс-ан-Провансе. Он увлечен агрономией и виноградарством; ему французы обязаны посадкой шелковицы на юге Франции, и муската - уроженца южных владений. Увлеченный садами герцог развел их по всему Анжу, акклиматизировав даже розы Прованса, сделав из своего герцогства «сад Франции».

В 1471 г. Рене обосновывается в Провансе, привлеченный богатой культурой этой области. Край близок к Италии, с которой герцог поддерживает торговые, а также духовные и культурные связи: Авиньон был папской резиденцией в предыдущем веке. Несмотря на огромные долги Рене продолжает строить, организует праздники и турниры, увлеченно экспериментирует в области садоводства и до самой смерти создает сады отдыха.

Эти сады уже давно исчезли, но величие «доброго короля Рене» еще живо в народной мифологии и в литературных произведениях, в которых преобладают описания пейзажей и пасторальные темы. Самое известное произведение той эпохи - Книга о влюбленном сердце - трактат о светской любви в духе времени, полный большого поэтического чувства к природе.

Много передавалось сказаний о цветах. Существовало огромное количество рыцарских легенд. Например, нормандская легенда О рыцаре и белой лилии. Эта легенда легла в основу многих средневековых романов о любви в садах наслаждений.

Среди воображаемых садов Боккаччо в Декамероне Долина дам, окруженная симметричными холмами и террасами, с газонами и цветами, - это еще средневековая смесь естественного и искусственного. Другой описываемый Боккаччо сад, покрытый травой, окруженный стенами, в центре, которого фонтан из белого мрамора, где вода льется из статуи, стоящей на колонне, и проходит по «искусственным, тонко сконструированным каналам» - это уже эпоха Возрождения.

 Использованы материалы книги Г.Зюилен "Все сады мира"