Конструктивизм в Москве

Конструктивизм в Москве

 


Всем нам давно примелькались и надоели здания-коробки из стекла и бетона. В настоящее время уже просматривается тенденция возвращения типовых проектов к разнообразию форм. А основоположником и теоретиком функционального направления в архитектуре был француз Ле Корбюзье (1890г.-1974г.), который видел в современной технике и серийности индустриального строительства основу обновления. Ле Корбюзье стремился выявить рационально оправданную структуру сооружения, использовал плоские крыши–террасы, старался придать зданию вид парящего в воздухе, применяя столбы-опоры. Планировка в домах не зависела от фасада, ленточные окна еще больше подчеркивали ощущение воздушности сооружения. Интересно, что свою первую крупную работу новатор осуществил в Москве в начале 30-х годов прошлого века - это дом Центросоюза на Мясницкой (д.N39), ныне Центральное статистическое управление. Архитектор А.Веснин утверждал, что дом Центросоюза находится на уровне работ Брунеллески – творца знаменитой капеллы Пацци во Флоренции.
В России идеи Ле Корбюзье положили начало новому направлению в искусстве и архитектуре 20-х годов – Конструктивизму. Конструктивисты выдвинули задачу конструирования материальной среды, окружающей человека; стремились использовать новую технику для создания простых, функционально оправданных форм, целесообразных конструкций. Этот стиль охватывал все направления в искусстве – художественное конструирование мебели, посуды, моделей одежды, рисунки для тканей, плакаты. Наиболее яркими представителями этого течения среди художников были – А.М.Родченко, Л.С.Попова, В.Е. Татлин.
Одной из самых первых построек в стиле Конструктивизма в Москве было здание Госторга (Мясницкая д.47, конец 20-х годов прошлого века) архитектора Б. Великовского. Огромные по тем временам проемы окон выявляли каркасную конструкцию. Об этом доме, символизировавшем тогда новую Москву, Маяковский писал: “Солнцами окон сияет Госторг”.
Наш знаменитый архитектор Щусев А.В. (по проекту которого построено самое культовое советское сооружение – мавзолей) в 29-33годах строит в конструктивистском стиле здание Наркомзема в Орликовом переулке (ныне Минсельхоз). Угол дома имеет полуцилиндрическую форму с полукружьями ленточных окон, вторящими горизонталям оконных проемов и балконов боковых фасадов.
Здание ДК автозавода им. Лихачева, которое построили архитекторы братья Веснины - знаменитые авторы Днепрогэса – также является образцом конструктивизма в Москве.
Особо хочется отметить работы Мельникова К.С.(1890-1974г.), самая знаменитая из которых – ДК им. Русакова на Стромынке. Мельников впервые в мировой практике вынес отсеки зрительного зала в виде консольных выступов на главный фасад, придав всей композиции вид гигантской шестерни, что в известной степени отражало направление в искусстве в период индустриализации страны. Это здание вызывало в свое время страстные споры и противоположные оценки. Те же мотивы присутствуют и в облике одного из первых рабочих клубов в Москве, построенного в 1929г. - ныне ДК им. Зуева на Лесной улице. Архитектор И. Голосов создал запоминающийся образ в конструктивистских формах – стеклянный цилиндр, в котором заключена винтовая лестница, составляет композиционный центр постройки, он как бы прорезает бетонную плиту верхнего этажа, объединяя все части здания, которому намеренно придан индустриальный вид.
Конструктивизм явился следствием сформировавшихся тогда настроений в обществе – отрицанием сложных вычурных форм, порожденных стремлением к роскоши. Этот стиль явился архитектурным символом эпохи.

На фото:
• 1. Ле Корбюзье, улица Мясницкая дом 39, построен в1936г.
• 2. А.В. Щусев при участии И.Француза и Г.Яковлева, Орликов переулок, построен в 1933г.
• 3. Б. Великовский, Мясницкая дом 47, бывший Госторг, построен в 1927г.
• 4. Мельников К.С., клуб им. Русакова на Стромынке.
• 5. И.Голосов, клуб им. Зуева, Лесная улица, дом 18 – построен в 1929г.

Текст и фото – Надежда Гришанова

 

архитектура, Москва, конструктивизм