Хундертвассер. Человек - стиль. Человек - оркестр.

Хундертвассер. Человек - стиль. Человек - оркестр.

 

В 20-ти летнем возрасте Фридерик Стовассер сменил свое имя на Фриденсрайх Хундертвассер. И не напрасно старался. Сегодня это труднопроизносимое словосочетание известно на весь мир. Это уже не просто имя художника, архитектора, дизайнера, мистификатора, фанатика, космополита в творчестве и по жизни, бродяги и артиста. Хундертвассер - это эксцентричный стиль имени самого себя.

В свое время Хундертвассер вывел теорию диктатуры окон и их права на самоопределение. Он говорил о том, что дома с упорядоченными линиями фасадов подобны концлагерю, что каждое окно-индивидуум имеет право на свою собственную жизнь. Дома состоят не из стен - это иллюзия, - а из окон.

Начал разрабатывать авторский дизайн фасадов, декларируя экологическую бескомпромиссность. Вообще взаимоотношения с природой были всегда чрезвычайно важны для художника, бережно вписывающего свои объекты в ее мир.

В День Хундертвассера в Вашингтоне (18 ноября 1980 года) на площади Правосудия посадили первые двенадцать из сотни деревьев, и художник представил антиядерный плакат, агитировавший за экологию против ядерного вооружения. "Человек и природа должны жить в гармонии", - декларировал Хундертвассер. "Я хочу, чтобы меня звали волшебником растительности или чем-то в этом роде".

«Половина Вены безоговорочно гордилась им, вторая половина негодовала, считая, что, если дать автору волю, он порушит старую имперскую архитектуру, изведет на корню знаменитый стиль бидермайер и застроит элегантную Вену своими разноцветными пряничными зданиями, смахивающими на жилища гномов из сказок братьев Гримм. "Хундертвассер - это кич!" - кричали ненавистники. "Хундертвассер - гений!" - отвечали поклонники».

«В местечке Блюмау на юго-востоке Австрии искали нефть, а открыли два минеральных источника. В этом регионе подобное - не редкость, так что разочарованные геологи закопали кипящие струи обратно и залили все бетоном. Но местные власти не желали сдаваться. В Блюмау было решено построить оздоровительный центр. Как раз незадолго до этого Хундертвассер придумал модель "Катящихся гор". Ее-то он и воплотил в строительстве термального комплекса. Бад Блюмау превратился в уникальное произведение искусства. Несколько корпусов отеля построены в узнаваемой, так любимой некоторыми и ненавидимой другими, манере. Окошки домиков - как водится, разных размеров и форм - бессистемной россыпью оживляют и без того забавные фасады. При входе на территорию отеля стоят три источника - фонтан-трио фаллической формы, бьющий ключом. Все здания вписаны в причудливый местный ландшафт, поэтому крыши строений зеленятся травой и кустарниками, дома как бы выбираются из-под земли, не нарушая естественного покрова. Так работает принцип гармоничного союза человека с природой, который Хундертвассер проповал на словах и реализовал на деле».

До конца своих дней художник всюду появлялся в разных носках и в сопровождении юных подруг, которые часто менялись. Его энтузиазма хватало на оформление церквей и на дизайн детских центров, на развитие современного искусства и на заботу об облике города. Он был удостоен Почетной золотой медали города Вены и Почетной золотой медали земли Штирия, с которой его связывал один из самых громких проектов последних лет.



Подготовила Юля Легздина.
Использованы материалы Натальи Колесовой,
журнал "Культ Личностей", 9/10 1999

 

Вена, Австрия, архитектура, архитектор